БУДДИЗМ – ДРЕВНЕЙШАЯ ИЗ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

Зародившись в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии, буддизм стал продвигаться на север и восток, в Центральную Азию, по Великому Шёлковому Пути в Китай, оттуда в Корею и Японию.

Под парусами он отплыл на юг, в Шри-Ланку (Цейлон) и Мьянму(Бирму), а оттуда добрался до архипелагов Юго-Восточной Азии.

Ему удалось даже подняться в горы и попасть на высокогорные плато Тибета.

В процессе постепенного распространения в Азии буддизм оказался сотканным в одно огромное полотно.

Традиционно распространение буддизма объяснялось энтузиазмом миссионеров. Когда до буддийских общин в Индии доходили слухи о том, что какой-нибудь далёкий правитель или глухая провинция хотят получить учение, туда посылали соответствующих учителей, обычно в сопровождении вьючных животных, нагруженных книгами, статуями святых и священными реликвиями.

В процессе продвижения буддизма за пределы Индии участвовали не только миссионеры, но и переводчики, так как Будда Шакьямуни завещал своим грядущим последователям исповедовать Дхарму на их родном наречии.

Во многих случаях буддийские миссионеры проникали в области с неграмотным населением, где было необходимо создавать школы и обеспечивать их учителями. Таким образом, национальные культуры были обязаны своим расцветом буддийским учителям. Несмотря на то, что некоторые из этих учителей подвергались преследованиям и страдали, всё же большей частью их принимали сердечно и с уважением. Даже каннибальские племена относились к ним радушно и проникались желанием искоренить варварские обычаи.

В густонаселённые части Азии буддизм приносил образование и культуру. Он поощрял развитие литературы и искусства. Он провозглашал мир, добрую волю и братство людей, не одобрял межнациональные войны. Буддизм открыто вставал на сторону социальной свободы и независимости. Он в большой степени вернул независимость женщинам.

Буддизм проповедовал чистоту помыслов, слов и поступков; учил самоотречению без бичевания; прививал великодушие, милосердие, терпимость, самопожертвование и доброжелательность даже по отношению к низшим животным; пропагандировал уважение к жизни и сострадание ко всем созданиям; налагал запрет на алчность и накопительство денег.

Успех буддийских миссий объясняется, в основном, тем образом действий, которому они следовали всюду и везде. Монахи были спокойными, скромными, почтительными и терпеливыми. Они совсем не стремились к политическому господству, не насаждали Учение огнём и мечом. То, что они несли с собой, было настолько очевидно благотворительным, что через некоторое время их безоговорочно признавали.

Таким образом, буддизм превратился в некую ценность в этической и нравственной жизни Азии. Он обогащал, не требуя признания, и служил без надежды на почести и награды. Для большинства народов, до которых дошёл буддизм, он стал лучшим способом объяснения, толкования и понимания уже знакомых верований и учений.

 

В 19-ом веке буддизм стал завоёвывать Запад книгами, артефактами, своими приверженцами:

  • переводами буддийских священных писаний на европейские языки;
  • предметами искусства, собранными теми, кому импонировал буддизм;
  • обращёнными в буддизм, например, русской основательницей Теософского общества Еленой Блаватской;
  • эмигрантами, особенно из Китая и Японии, переселившимися в Европу и Северную Америку.

Буддизм оказал глубокое воздействие на Запад. Во все эпохи, когда философия и религия переживали значительные кризисы, в александрийскую эпоху, в эпоху Возрождения и в наше время в Европе, как отдалённое и смещённое эхо, слышалась буддийская мысль. Откуда же к ней приходила такая сила?

Такая сила приходила к ней потому, что Будда был первым, кто огласил всему миру учение, о котором брахманы говорили лишь вполголоса и которое они прятали в тайниках своих храмов. Имеется ввиду учение о множестве существований и тайна реинкарнации. Гаутама Будда обнародовал учение о реинкарнации, которое до него оставалось тайной брахманов. Через него оно распространилось по миру и вошло в сознание всех. Заявление буддизма, будто будущее человека зависит от его нынешних поступков, служило для поощрения и поддержки добрых дел любого рода и для облагораживания характера человечества.

По данным Проекта изучения европейских ценностей (European Values Survey), вера в реинкарнацию быстро распространяется в странах Запада: в Великобритании 29% взрослого населения верит в реинкарнацию, как и 19% в западных районах Германии, 21% – во Франции и 32% – в России.

 

Буддизм возник в 5-ом веке до н.э., в знаменитое ясперовское «осевое время», когда архаическая, не ориентированная на моральные ценности, религиозность сменилась религией спасения и освобождения человеческого существа. Буддизм обладал впечатляющим новым повествованием о том, кто, пробудившись, разрешил проблему человеческих страданий и обрёл спокойствие среди бурь.

В основу буддийской доктрины положены моральные заповеди, и от этого простого начала она постепенно восходит к наиболее абстрактным положениям, к основам Бытия. Она объединяет в себе необычайную глубину идей и крайнюю простоту изложения, поэтому вполне может быть слугой двух господ – великих мыслителей и людей ограниченного ума. Небуддийский мир начинает осознавать масштабы и глубину доктрины Будды и, крайне нуждаясь в практически применимой философии, поворачивается лицом к Востоку.

Буддизм давным давно вышел из монастырей, став мировоззрением многих и многих людей как на Востоке, так и на Западе из-за своей особой черты раскрывать для каждого человека его собственный уникальный путь жизни и в полной мере проявляться в нём.

Современный буддизм – это не путь монаха, но и не путь рядового мирянина. Кто-то способен достичь просветления, кто-то нет. Не в этом смысл. Главное – быть на Пути преодоления самого себя, устремляясь к своей самости, через которую мы и способны воспринимать мир целостно и таким, каким он есть на самом деле.

 

Споры о том, можно ли считать буддизм религией, касаются скорее вопроса наших представлений о религии, чем особенностей буддизма. С появлением Махаяны буддизм, несомненно, вошёл в семейство религий.

Прежде всего, во главе новой религии была поставлена  определённая личность в качестве жизненного образца и представителя благочестия. Эта личность – Будда, вначале как человек и Учитель, позднее как святой и Бог. Махаянисты обожествили Будду, воспринимали его как сверхъестественное существо, способное откликаться на молитвы и вознаграждать за преданность. Они упоминали о целом обширном пантеоне будд и бодхисаттв, дающих своим приверженцам всю благодать и чудеса, на которые были способны боги других религий.

Пробуждённый Будда не захотел тотчас же по достижении совершенства войти в Нирвану, так как он хотел принести людям Истину и иметь возможность ещё долго жить для спасения многих. Понятно, какую важность имеет такое сочувственное стремление для распространения религии. Таким образом, Будда приобрёл черты Бога-Спасителя, особенно усилившиеся в дальневосточном варианте махаянского буддизма.

Буддизм первоначально был монашеской религией, возникшей в кругах, принадлежащих к варне кшатриев. Махаяна стёрла резкую границу между монашеством и мирянами и, таким образом, стала двигаться в направлении от монашеского ордена к действительной религиозной общине – церкви.

Махаянисты стремились найти средства воздействия на все слои населения и на все психологические типы личности, к каждому человеку подобрать свой «ключик», чтобы побудить как можно большее число людей встать на путь, ведущий сначала к обретению лучшего рождения, потом – к освобождению и, наконец, – к обретению состояния Будды ради блага всех живых существ.

Распространяясь среди самых разных народов, адаптируясь к самым разным культурным и цивилизационным условиям, буддизм Махаяны проявлял чудеса гибкости и приспособляемости, не поступаясь своими доктринами. Именно в форме Махаяны буддизм стал мировой религией.

Однако в этой религии нет никакой централизации, нет главы, нет лидера. У Будды не было преемника, но ученики даже после смерти своего Учителя оставались объединёнными без всякого видимого центрального пункта.

Что касается Священных Писаний, то на так называемом 1-ом буддийском «соборе», проведённом после смерти Будды в 5-ом веке до н.э., его последователи договорились считать каноническими учения Будды, которые позднее были записаны и известны как «Трипитака». Философские трактаты, созданные в раннее Средневековье в Индии и переведённые затем на китайский, тибетский и другие языки буддийской культуры, впервые представили человечеству исчерпывающее систематическое изложение теоретических основ буддийского мировоззрения и считаются Священными Писаниями у последователей большинства течений буддизма. 

Настоящие проявления культа были чужды первоначальному буддизму. Но из обычаев других сект буддизм заимствовал некоторые праздники и ритуалы. Однако при всём том потребность в собственных объектах культа не удовлетворялась, и это было жизненным вопросом для буддизма. Несомненно, почитание таких объектов возникает в более поздние времена, хотя приписывают главные постановления, касающиеся этого почитания, самому Будде. Так для Махаяны характерны пышные богослужебные ритуалы и мистерии. Легенда гласит, что Будда определил в качестве 4-х священных мест паломничества те города, где он родился, где он достиг Пробуждения, где впервые проповедовал и где вошёл в Нирвану, причём нужно заметить, что все эти города уже считались у индусов священными местами.

Далее, он же как будто бы распределил реликвии, подлежащие почитанию, на 3 класса: телесные останки (Саририка); то, что воздвигнуто или сделано в честь святого (Уддесака); предметы, которые употреблял святой (Парибогика).

Большое значение придавалось телесным останкам Будды. Особые часовни, содержащие что-либо из этих останков или из останков других святых, назывались «ступа» и сооружались в буддийских странах в большом количестве. Особенным почитанием пользовались след ноги Будды, его зуб, чашка для милостыни.

Приносимые дары состояли большей частью из цветов и фимиама.

 

Буддизм возвысился до уровня действительно мировой религии, освободившись от индийской ограниченности и в то же время сохранив жизненную силу индийской религиозности.

Во времена Будды все религии в мире были национальными. Будда основал новую религию для всех людей независимо от расы, национальности, касты, социального положения. Вступление в буддизм было обусловлено не рождением, а обращением: решением жить согласно с Истиной, проповеданной Буддою. Таким образом, буддисты образуют не народ, но Общину, объединённую невидимой связью святых истин. Этим самым буддизму была дана возможность сделаться мировой религией, которая могла распространяться в любой стране и включать в себя все души. Эту возможность буддизм осуществил в полном объёме посредством ревностного миссионерства и хорошо приспособленной организации. Для Азии эта религия отчасти стала тем, чем является христианство для западных стран.

Буддизм – древнейшая, первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через 500 лет после буддизма, а ислам – более чем через 1000 лет.

Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и христианство и ислам, так как он, подобно им, в своём распространении по земному шару решительно переступил национальные и государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями.

Буддийский мир простёрся от Шри-Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце 19-ого века процесс распространения  буддизма на Западе. Он и сейчас достаточно быстро распространяется в Америке и Европе. Во Франции и Германии буддизм уже стал 3-ей по распространённости религией. Кроме того постоянно развивается процесс образования локальных анклавов по всему миру.

По данным, приведённым в книге профессора Бостонского университета Стивена Протеро «Восемь религий, которые правят миром», сегодня примерно 445 миллионов человек, или 7% населения Земли, исповедуют буддизм. Следовательно, буддизм занимает среди других религий 4-е место по численности приверженцев, уступая только  христианству, исламу и индуизму.

Большая часть буддистов мира сосредоточена в Юго-Восточной Азии. Они лишь минимально представлены в Африке и Латинской Америке.

В Китае, по самым скромным подсчётам, 175 миллионов буддистов. Буддисты составляют большинство в Таиланде, Камбодже, Мьянме, Шри-Ланке, Бутане, Японии и Лаосе.

Что касается буддийских монахов, их количество с трудом поддаётся подсчётам. Когда в 1950 году Китай вторгся в Тибет, там могло быть до миллиона монахов, но сегодня наиболее многочисленные монашеские общины находятся в Таиланде и на Тайване.

 

Назад Вперед