ГАУТАМА БУДДА – ПРОБУЖДЁННЫЙ МУДРЕЦ
Гаутама Будда (623–543 гг. до н.э.) жил в те же годы, что и Конфуций; одно время был, как полагают некоторые, современником Заратустры; а в старости, в течение короткого времени, был современником Сократа.
Жизнь Будды обросла множеством преданий. В каждой стране рассказывают свою легенду о Просветлённом и его деяниях.
Согласно Тайной Доктрине Востока, появление Гаутамы Будды не есть единичный и случайный факт в истории человечества, но лишь одно из многих воплощений Будды, которые совершаются и должны совершаться в течении времени. Таким образом, название Будда («пробуждённый», «просветлённый») не собственное имя, а обозначение – «Великий Учитель».
Великий Учитель Будда периодически воплощается в физическом теле в периоды существования каждой из Семи Коренных Рас, составляющие цикл жизни человечества на Земле. Гаутаме Будде уже предшествовали 24 воплощения Великого Учителя, он должен был стать его 4-м человеческим воплощением в настоящем мировом периоде (кальпе), а за ним будет следовать 5-ое воплощение – Майтрейя Будда.
Ряд буддийских житийных текстов рассказывает о том, как в предыдущих воплощениях Гаутама совершал бесчисленные подвиги любви и сострадания, постепенно накапливая заслуги и приближаясь к состоянию мудреца, познавшего Истину и вышедшего из мучительного Колеса Сансары. И вот настало время очередного рождения. Он находился на таком уровне духовного развития, что мог сам выбирать место своего рождения.
Гаутама выбрал в северо-восточной части Индии, на равнинах Ганга, у подножия Гималаев небольшое государство народа Шакья со столицей в городе Капилавасту (территория современного Непала), которым управлял мудрый царь Шуддходана из древнего царского рода (варна кшатриев). Семья царя была выбрана затем, чтобы впоследствии, видя в нём отпрыска древней и славной семьи, люди с бо́льшим доверием отнеслись бы к проповеди Будды.
В майскую ночь полной луны, в год 623-ий до н.э. у царя родился наследный принц по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Шакьямуни («мудрец из рода Шакья»), которому было суждено стать величайшим Учителем мира.
Семь святых с Гималайских гор предсказали, что если принц изберёт мирскую жизнь, то станет великим государем, властителем мира, а если изберёт религиозный путь, то сделается святым, великим мудрецом, Буддой (санскр. «пробуждённый», «просветлённый»), просвещающим мир.
Царю, конечно, хотелось передать власть сыну, который станет великим государем. Поэтому он решил сделать всё возможное, чтобы ничто не смогло навести его на философские размышления или раздумья о смысле жизни. Принц жил в роскоши и неге в великолепном дворце, отрешённым от проблем за его стенами.
Принц Сиддхартха получил отличное образование у лучших учёных жрецов. Он изучил литературу, грамматику, математику, астрономию и другие предметы. Он также выучил санскрит и стал изучать Священное Писание индусов – «Веды». Будучи представителем варны кшатриев, принц Гаутама был искушён в боевых искусствах. Он прекрасно владел всеми основными видами холодного оружия, умело управлял боевой колесницей, был непобедим в кулачном бою.
В 16 лет он женился, и у него родился сын.
Оберегая принца от религиозных влияний и надеясь привязать к мирской жизни, отец окружал его комфортом и роскошью. Сиддхартха с друзьями проводил свои дни в праздности и развлечениях неотлучно в стенах дворца, не подозревая о бедности и невзгодах людей за его пределами. Так продолжалось до тех пор, пока принцу не исполнилось 29 лет.
Несмотря на беззаботную жизнь, Гаутама стал задаваться вопросами о жизни обычных людей, живущих за стенами дворца. Его созерцательная натура, полная безграничного сострадания, не находила удовлетворения в богатой и праздной жизни царского дома.
Однажды принц приказал своему телохранителю тайно вывезти его из дворца, чтобы он смог увидеть мир своими глазами. То, что он увидел во время трёх своих поездок, произвело на него неизгладимое впечатление. Сиддхартха увидел дряхлого старца, страдающего больного человека и похоронную процессию, которая несла труп к месту сожжения. В полном замешательстве он спросил об увиденном, и ему ответили, что каждый человек в своей жизни неизбежно проходит через старение, болезни и смерть, что всё это часть суровой действительности человеческого существования. «Это случится и со мной?» – спросил принц. «Неизбежно», – ответили ему.
Не познав ещё в своей жизни горя, Гаутама однако почувствовал глубокое сожаление по поводу неизбежности человеческих страданий и осознал их универсальность. В отчаянии и ужасе отправился он в следующую поездку. На этот раз он увидел нищего странствующего философа, безмятежно сидевшего в гуще толпы. Глядя на него, принц осознал, что путь самоуглубления и самопознания – единственный путь к постижению причин страдания и способа избавления от них.
Дворец с его постоянными увеселениями перестал быть подходящим местом для сострадательного принца, и он, вдохновлённый видом странствующего мудреца, покинул его. Поняв тщетную суетность удовлетворения чувственных наслаждений, в 29 лет Гаутама отказался от всех земных радостей и, облачась в жёлтое одеяние аскета, один, без единой монеты в кармане, отправился в скитания, чтобы найти ответ на вопрос, как избавиться от страданий, ожидающих его и все живые существа.
За время странствий Сиддхартха посетил известных учителей своего времени, однако ни у кого из них он не нашёл ответов на свои вопросы.
Позже Гаутама начал странствовать и в одиночестве, и в компании спутников. Он изнурял своё тело суровыми аскетическими практиками, многочисленными всё более искушёнными постами доводя себя до состояния скелета, обтянутого кожей. Он преодолевал поистине нечеловеческие испытания в течение долгих 6-ти лет. Но так и не смог достичь той ясности, к которой стремился.
К величайшему удивлению отшельника, чем больше истязал он свою плоть, тем цель, ради которой он это делал, отодвигалась всё дальше. К концу 6-го года Сиддхартха уже был твёрдо убеждён в бессмысленности такого рода «самосовершенствования», которое лишь изнурило его тело, а это ослабило и дух.
Тогда он начал есть и пить, и силы медленно возвратились к нему. И чем сильнее он становился, тем яснее делались его мысли.
Наконец через 6 лет после своего ухода из дворца, Гаутама оказался на берегу притока Ганга. Однажды, сидя здесь под деревом больше суток, он вошёл в состояние глубокого сосредоточения, размышляя о том, что то, что он ищет, невозможно получить, изучая «Веды», моря себя голодом, сидя на острых камнях, как поступали некоторые монахи. Он понял, что Истину надо искать в самом себе, в собственной душе.
Всю ночь просидел Сиддхартха под деревом, сравнивая религиозные учения со всем своим жизненным опытом и размышляя. На рассвете он обнаружил, что совершил прорыв и достиг того, к чему стремился, – просветления. Теперь он мог ответить на все вопросы, которые волновали его. С этого дня 35-летний принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой, что означает «Пробуждённый», «Просветлённый». Эту ночь его последователи назвали Священной ночью, а дерево, под которым он сидел, известно как дерево мудрости Бодхи.
После Священной ночи Будда оставался 7 недель под деревом Бодхи, размышляя. Когда все его идеи стали ему так ясны, что он готов был отвечать на любые вопросы о них, он решил выйти к людям и проповедовать их миру. После Просветления Будда мог войти в Нирвану и наслаждаться блаженством освобождения от Сансары, но он чувствовал, что его предназначение – проповедовать Истину другим людям.
Будда пошёл в один из религиозных центров Индии – город Бена́рес (современный Варана́си). Там, в Оленьем Парке, он произнёс свою первую проповедь, где сформулировал «Четыре Благородные Истины» и «Срединный, или Благородный Восьмеричный Путь» – базовые учения буддизма, которых придерживаются все школы. Затем он дал «Пять Заповедей нравственности». Эта первая проповедь Будды сейчас известна как «Проповедь в Бенаресе».
Первыми слушателями и последователями Будды были пять аскетов, став, таким образом, первыми буддийскими монахами, первыми членами «Са́нгхи» – буддийской монашеской Общины.
Так новая религия сразу же обрела свои «Три Драгоценности» («Тритрана»), три объекта поклонения с «Прибежищем», приняв которое человек может считаться буддистом, – Будду, Дхарму (его Учение) и Сангху (монашескую Общину).
Сиддхартха Гаутама покинул дворец в 29 лет и стал Буддой в 35 лет. После этого он ещё 45 лет проповедовал своё Учение в разных государствах северо-востока Индии.
Будда решил двигаться к цели освобождения от жизненных страданий путём, отвергающим две крайности – погружение в удовольствия и суровый аскетизм, причиняющий излишние страдания телу и духу. Погружение в удовольствия тормозило прогресс человеческого духа, суровый аскетизм изнурял интеллект. При этом он считал, что самоограничение и воздержание весьма ценны, не стоит только увлекаться ими чрезмерно.
Будда мог видеть истинную суть вещей и постиг природу человеческого бытия так глубоко, как никто до него. Ему были чужды притязания на божественность или некое мессианство, отрицал он и свою роль посредника между Высшими Силами и людьми. Он называл себя обычным человеком, который с помощью медитации сумел так очистить свой разум, что в нём родилось просветление, позволяющее видеть вещи и явления такими, как они есть. Будда утверждал, что развить в себе такую способность под силу каждому.
Будда дал множество разнообразных наставлений, каждое из которых соответствовало способностям и интересам конкретных слушателей. Всё, чему он учил, было основано на его личном переживании. Будда учил других тем прозрениям, которых достиг сам, и объяснял людям, что они могут освободиться от страданий и неудовлетворённости, если достигнут просветления. При этом он настаивал на том, чтобы люди не принимали его слова на веру, а убеждались в истинности его учения на своём собственном опыте.
Сангха быстро росла, и, если верить Сутрам (буддийским священным текстам), её численность достигла 12500 человек.
Шло время. Будда старел, и близился день его окончательного отхода в Нирвану. Согласно одной из легенд, в 483 году до н.э. Будда в возрасте 80-ти лет собрал своих учеников и спросил, остались ли у них какие-либо сомнения или вопросы. Их не было. Дав последнее напутствие ученикам надеяться только на собственные силы, «быть светильниками самим себе» и усердно трудиться во имя освобождения, Будда ушёл в Нирвану, завещав своим ученикам нести в мир идею освобождённого уравновешенного сознания, учить практике медитации.
Ученики Будды, в соответствии с обычаем, с царскими почестями предали тело Учителя сожжению. После кремации в пепле они обнаружили «шарира» – особые образования в форме шариков, характерные для тел святых. Они стали важнейшими буддийскими реликвиями. Цари соседних государств присылали гонцов с просьбой дать им частицы праха из погребального костра Пробуждённого.
Позднее эти частицы праха и шарира были помещены в специально построенные сооружения – ступы, культовые строения конусовидной формы. Эти ступы стали как бы предшественниками китайских пагод и тибетских чортенов. По преданию, таких ступ было 108 (священное число в Индии).
Потом, когда реликвии закончились, в ступы стали класть тексты сутр, почитавшихся как запись подлинных слов Будды. Поскольку суть Будды есть Дхарма (его Учение), то сутры как бы представляли собой Дхарму как духовное тело Будды. Эта замена (физическое тело → духовное тело; «мощи» → тексты; Будда → Дхарма) оказалась очень важной для последующей истории буддизма, поскольку здесь, по мнению известного буддолога Евгения Торчинова, видимо коренятся истоки чрезвычайно важного учения махаянского буддизма о Дхармовом Теле Будды (Дхармакая).