Самость

Одно из центральных понятий юнговской психологии – Самость. Это архетип единства и целостности, «образ и принцип Бога в человеке», его Высшее «Я».

Юнг рассматривал психику человека как единое целое, где в глубинах бессознательного находится центр, который Юнг назвал Самостью, упорядочивающий и фактически координирующий всю психическую область. Именно оттуда происходят все наши инстинкты и способности. Личностные слои психического покоятся на архетипической основе в коллективном бессознательном. Личностная сфера, как сознательная, так и бессознательная, развивается из матрицы коллективной психики и пребывает в постоянной органической связи с этими более глубинными пластами. Хотя развитое Эго неизбежно склонно наивно полагать себя центром всей личности, по сути же Самость предшествует Эго и управляет его развитием. К тому же архетип Самости является ядром и образцом, матрицей Эго-комплекса.

Юнг подчеркивал различие между Эго и Самостью. Эго служит центром, опорной точкой для поля сознания. Поэтому ему суждено играть значительную роль в психической организации. Его положение настолько важно, что дает достаточно оснований для появления предвзятого мнения, будто Эго образует центр личности, а поле сознания и есть психика в чистом виде. Лишь в 20-ом веке современная психология с её индуктивными методами открыла основы сознания и эмпирически доказала существование психики за его пределами. С этим открытием положение Эго, до тех пор абсолютное, превратилось в относительное: то есть, хотя Эго и сохранило за собой высокое качество центра поля сознания, его статус как центра личности теперь поколеблен. Эго является представителем лишь части личности, но не всей личности. Самость же включает в себя и сознание, и бессознательное. Она действует словно магнит как на разрозненные части личности, так и на бессознательные процессы, организуя их вокруг себя и становясь центром этой целостности, подобно тому как Эго является центром сознания. Самость соединяет противоположные элементы мужского и женского, сознательного и бессознательного, хорошего и плохого и попутно преобразует их. Таким образом, Самость представляет собой величину более высокого порядка по отношению к сознательному Эго.

Поскольку нам не дано знать границ неведомого, то из этого следует, что мы не в состоянии определить границ Самости.......

Самость имеет выход на Природу и Вселенную, ибо является по сути своей частью Природы.......

В детстве мы действуем, почти исключительно повинуясь велению Самости; это работает наша инстинктивная, чисто биологическая природа.

Ясно осознать, что такое Самость, – превыше нашего воображения, ибо тогда сознающая часть должна была бы понять целое. И нет надежды на то, что когда-нибудь мы достигнем, хотя бы приблизительно, осознанности Самости, ибо сколько бы мы ни осознавали себя, всегда останется в наличии неопределенная и неопределимая величина бессознательного, которая тоже принадлежит к тотальной Самости. Таким образом, Самость всегда остается вышестоящей по отношению к нам величиной.

Как феномен Самость фактически не отличима от явления, традиционно именуемого Богом. Видимо, это имел в виду Климент Александрийский, говоря, что тот, кто знает себя, знает Бога. Юнг обнаружил символы архетипической Самости во многих мировых религиозных системах. Он видел, что организующий архетип целостности был особенно ярко представлен в религиозной образности – иконописи, архитектуре храмов, скульптуре. Так он пришел к пониманию того, что психологическое проявление Самости на самом деле есть переживание Бога в рамках человеческой души. Образ Бога существует в психическом и действует вне зависимости от того, является вера в Бога осознанным чувством, представлением или действием или нет.......

Если представить человеческую личность в виде сферы (где Самость охватывает собой всю сферу, цельную личность, а также выполняет роль саморегулирующей силы), то любое отклонение от такого порядка вещей будет получать ту или иную компенсацию. Мы можем наблюдать действие этого принципа на материале сновидений. Человек может длительное время не видеть, как ему кажется, никаких снов (они имеют слабую энергетику, и он их просто не помнит при пробуждении). Но если ему угрожает опасность отклонения от собственной целостности, сны снова «начнут ему сниться», то есть станут яркими и запоминающимися.

Если человек пытается игнорировать эти сигналы и гневно отвергает алхимическое золото, предлагаемое ему бессознательным, у него могут развиться симптомы заболевания (невроз), и он оказывается в поистине тяжелом положении. Но стоит ему только примириться с этим камнем преткновения и сделать его (хотя бы гипотетически) краеугольным камнем, как симптомы исчезают и человек чувствует себя «необъяснимо» хорошо.......

Однако здоровье человека только тогда в полном порядке, когда Эго-комплекс функционирует в гармонии с Самостью, поскольку тогда возможность появления невротических расстройств минимальна.......

Поскольку Самость есть более всеобъемлющая сущность, чем Эго, то восприятие Самости человеческим сознанием часто принимает форму символа высшей ценности: образов Бога; Солнца как центра Солнечной системы; ядра как центра атома; «драгоценности, которую трудно достичь», и т.д. Самость не только не умещается в рамки осознаваемого нами потока времени (то есть в наше пространственно-временное измерение), но и является вездесущей. Более того, она часто принимает облик, указывающий на вездесущность особого рода, а именно – облик исполинского человека, охватывающего и содержащего в себе весь Космос. Когда такой образ появляется в сновидении человека, можно надеяться, что его проблемы будут творчески разрешены, ибо активизировался жизненно важный психический центр, то есть вся личность собралась в единое целое для преодоления возникших трудностей.

Самость может проявляться в виде Голоса, наподобие «Божьего гласа», кажущегося исходящим «ниоткуда».......

Составить сколь-нибудь возможный список образов Самости немыслимо, так как фактически любой образ, возникающий с достаточным величием и смыслом, может нести в себе силу этого центрального архетипа. В сновидениях распространенный символ Самости – человеческая фигура того же пола, что и у сновидца. У мужчины это может быть богоподобное человеческое существо, Мудрый Старец, князь, священник, великий человек, историческая личность, отец, преуспевающий старший брат и т.д. – короче говоря, фигура, выходящая за рамки Эго-личности сновидца. В сновидениях женщин этот центр обычно олицетворяется верховным женским образом – священнослужительницей, волшебницей, Матерью-Землей или богиней Природы и Любви и т.д. В сновидении мужчины средних лет Самость может появиться в облике юноши, а в женской психике такое же юное воплощение Самости может принять облик сверхъестественно одаренной девушки. Юноша, девушка или ребенок символизируют Самость, а также обновление жизни, созидательную жизненную силу и новую духовную ориентацию.......

Самость также может предстать в виде необычного, например, мудрого или говорящего животного или другого живого существа.......

Иногда Самость может появиться во сне как «сокровище, которое трудно достичь», часто это драгоценность – бриллиант, изумруд, жемчужина и т.п. или золотой шар, золотая чаша. Из числа неорганических объектов наиболее распространены гора и озеро. Самость обычно появляется в критические моменты жизни сновидца: когда его основные убеждения и образ жизни готовы вот-вот перемениться. Подобная эволюция часто символизируется переправой через водную преграду.

Самость не так уж часто получает свое образное выражение в сновидении, по крайней мере, не часто она распознается как таковая. Гораздо чаще она явственно проступает в качестве невидимого конструктора сна, управителя психики, который не только организует сцены и действия, но и отводит также определенную роль сновидцу.......

Во многих мифологических изображениях Самость символизируется окружностью (олицетворяющей представление о сосредоточении всего сущего) с обозначением четырех сторон света. Видимо, поэтому Высшее «Я» часто помещают в центре круга, разделенного на 4 части. Для обозначения такой структуры, появляющейся в сновидениях и фантазиях, которая отражает ядро человеческой души и сущность которой неизвестна, Юнг использовал распространенное в Индии слово «мандала» (магический круг). В момент духовной дезориентации человека, когда его Эго нестабильно, когда оно оказывается в замешательстве и беспорядке, Самость может возникнуть в качестве успокаивающего или подбадривающего символа порядка, часто в виде мандалы – фигуры с отчетливой периферией и центром.......

Самость как всеобщность, тотальность психического является полем, порождающим процесс индивидуации. Целью индивидуации является достижение Самости. Каждый человек таит в себе сокровище, только до него надо уметь докопаться.......

Стремление ежедневно уделять внимание живой реальности Самости подобно старанию одновременно жить на двух уровнях или в двух разных мирах. При этом человек, как и раньше, отдает должное своим обязанностям во внешнем мире, но в то же время чутко реагирует на намеки и знаки, подаваемые сновидениями и внешними событиями, которыми обычно пользуется Самость для символического обозначения своих намерений. То есть человек чуток к направлению, в котором течет жизненный поток. И если он, с учетом сигналов Самости, будет упорно и последовательно идти путем естественного развития, то придет к опыту Самости и состоянию Бытия, каково оно есть. Но дорога к этой цели длинна и трудна, и не всякому человеку есть дело до этого Путешествия.......

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

Назад Вперед