Тхеравада и Махаяна
Буддизм практически никогда не был единой религией. Сам Будда считал, что Дхарма – «не Истина, а лишь инструмент обретения Истины, которая выше всех учений». Ключевые учения буддизма веками передавались друг другу его последователями, которые были привержены изучению философских основ и практике медитативных техник Будды.
В первые столетия после смерти Будды его последователи ревностно занимались поисками покоя и освобождения от цикла перерождений, вызываемого кармой. Но проходило время, буддийское сообщество численно разрасталось, появлялись различные объединения монахов.
Одни продолжали посвящать все свои силы медитации, как и многие поколения монахов до них, спокойно продвигаясь к собственному освобождению.
Другие стали формально, в отрыве от практики медитации, изучать проповеди Будды. Они собирали высказывания и наставления Учителя и упорядочивали их в удобные списки. Затем добавляли к ним комментарии и разъяснения.
Третьи признавали, что медитация и изучение священных текстов важны, но доказывали, что такая практика ограничена, поскольку она, как правило, становится самоцелью. Они хотели донести Дхарму до простых людей, чтобы помочь им и облегчить их страдания.
На 2-ом буддийском «соборе» почти столетие спустя после смерти Будды, в 4-ом веке до н.э., между буддистами произошёл раскол по целому ряду вопросов, в том числе толкованию и соблюдению строгих правил монашеской жизни. Это породило много новых учений и писаний.
В течение последующих 300–400 лет в буддизме появилось около 20-ти школ, представлявших 2 большие группы, которые на рубеже новой эры дали начало основным направлениям буддизма, существующим и поныне: Тхерава́де (Хиная́не) и Махая́не. Поэтому этот период истории раннего буддизма в Индии часто называют «сектантским периодом».
Сторонники Тхеравады (или Хинаяны) утверждали, что только они сохраняют в чистоте и полноте истинное учение Будды, оставаясь монахами.
Сторонники Махаяны считали необходимым расширить монашескую Общину (Сангху) за счёт допуска в неё мирян. Это стало главной причиной раскола.
Первоначальные расколы, ведшие к образованию новых направлений, тем не менее не мешали последователям Тхеравады и Махаяны зачастую жить в одних и тех же монастырях при условии одинакового понимания уставных монашеских норм. Весь период существования буддизма в Индии между этими основными течениями продолжался процесс взаимопроникновения. Отчётливое разделение началось в период распространения буддизма из Индии в другие страны и продолжалось после исчезновения его из Индии.
Несколько слов о названиях.
Слово «Махаяна» означает «Великая Колесница» (в смысле «Великий Путь»). Слово «Хинаяна» означает «Малая Колесница» (в смысле «малый», или «низший, ущербный» путь). Под Колесницами следует понимать носителей доктрины.
Слово «Хинаяна» ввели в употребление махаянисты во время словесных баталий, желая унизить и оскорбить сторонников Тхеравады, которые применительно к себе никогда этот термин не использовали. На 6-ом буддийском соборе, проводившемся в середине 20-го века, заключили соглашение о неприменении этого уничижительного термина, оскорбляющего сторонников Тхеравады («Учения старейших»). По этой причине современные авторы часто отказываются от использования термина «Хинаяна».
Тхерава́да («Учение старейших») – сугубо монашеская традиция. Для её приверженцев единственным способом достичь Нирваны было отдалиться от родных, привычной работы, отказаться от секса и денег, вести аскетическую жизнь монаха или монахини. По этой причине Тхераваду иногда называют «монашеским буддизмом».
В рамках этого течения только монахи могли считаться буддистами. На долю мирян оставалось улучшение своей кармы через совершение добрых дел и накопление заслуг, обретённых благодаря поддержке и содержанию Сангхи. Тхеравадины никогда не стремились к миссионерской деятельности и к вовлечению мирян в жизнь Сангхи.
Идеальной личностью Тхеравады являлся архат. Архат – это святой монах, достигший собственными усилиями цели Благородного Восьмеричного Пути – Нирваны. На пути к Нирване он проходил ряд степеней. Тхеравада – это в первую очередь личностное просветление. Достигший просветления архат отличался от остальных людей Мудростью и был примером для подражания.
По учению Тхеравады, Будда до своего пробуждения был обычным человеком (принцем Сиддхартхой), только наделённым великими добродетелями и святостью, обретённой благодаря совершенствованию в течение многих сотен жизней. Будда был первым архатом нашей эпохи, который ушёл в Нирвану. Любой монах, во всём следующий примеру Будды и соблюдающий все обеты Винаи, мог стать архатом и обрести Нирвану.
Тхеравада объединяла сравнительно узкую группу монахов, далеко продвинувшихся в практике буддийской йоги – в преобразовании своего сознания. Они претендовали на звание архатов, являясь, таким образом, монашеской элитой.
Излишне серьёзная Тхеравада удовлетворяла потребности философов-аскетов, но эта суровая, взыскательная, бескомпромиссная и диктаторская школа не стала слишком популярной, особенно у невежественных умов. После исчезновения буддизма в Индии в 13-ом веке Тхеравада оказалась распространённой только на территории таких стран Южной и Юго-Восточной Азии, как Шри-Ланка (Цейлон), Мьянма (Бирма), Таиланд, Лаос и Камбоджа, почему и получила название «южного буддизма».
Махая́на – «Великая Колесница», школа большой Общины. Её подход к доктринальным вопросам был совершенно иным.
Во-первых, в её писаниях, которые приписывали Будде, примером для подражания был бодхисаттва. Буквально это слово означает «стремящийся к пробуждению». В Махаяне бодхисаттва – это любой человек (монах или мирянин), который стремится к достижению состояния Будды, к пробуждению. От других людей его отличает Мудрость, но главная добродетель бодхисаттвы – сострадание («каруна»), его помощь другим людям в достижении Нирваны.
Во-вторых, в Махаяне целью становится уже не Нирвана, а Пробуждение, Просветление («Бодхи»).
В-третьих, махаянисты дали миру совершенно новые представления о Будде. Если тхеравадисты видели в Будде человека, указывающего людям Путь, то для махаянистов Будда – это не просто человек. Будда отныне есть метафизическая Реальность, истинная природа всех дхарм, лишь явленная людям в виде человека – Учителя, Будды Шакьямуни, как она была явлена и ранее в образах других будд и как она будет многократно явлена и позднее – в грядущих буддах нашей и иных кальп.
Махаянисты обожествили Будду, воспринимали его как сверхъестественное существо, способное откликаться на молитвы и вознаграждать за преданность. Они упоминали о целом обширном пантеоне будд. Согласно Махаяне, преданность буддам и бодхисаттвам, а также пышные богослужебные ритуалы и мистерии могли привести любого человека к Просветлению.
Ещё одним значительным этапом в развитии Махаяны стало учение о Шуньяте, или Пустоте. С трудным понятием «Пустота», с учением Будды о несуществовании вечного и независимого «Я», связан текст «Алмазной сутры».
С точки зрения Абсолютной Истины, всё есть Пустота (в современной физике это соответствует понятию «Физический вакуум»). Всё в мире взаимозависимо, непрерывно меняется. Однако принято говорить о себе и всех предметах так, словно это независимые объекты, неизменные и постоянные, которые движутся в пространстве и времени и подчиняются законам Ньютона, хотя мы и знаем, что правильнее было бы называть всё это волнами.
Получается странная картина: эмпирически существуют и причинная связь, и время, и пространство, и движение, но при попытке рационально проанализировать категории, обозначающие эти явления, мы немедленно оказываемся погружёнными в океан неразрешимых противоречий. Следовательно, все философские категории являются лишь продуктами нашей ментальности, совершенно непригодными для описания реальности такой, как она есть. А реальность – это Пустота (по современным представлениям, волновой мир), которая содержит в себе всё.
Шуньята учит о несуществовании отдельного «Я», утверждая, что это двойственный, дуалистический разум не видит тождественности «Я» и Будды, которые находятся в Пустоте.
Было бы принципиально неверным умалять значение и роль монашества в махаянском буддизме, тем не менее нельзя не подчеркнуть, что принятие монашеских обетов и постриг не являлись необходимыми условиями для обретения состояния Будды. Приверженцы Махаяны могли выбирать, отрекаться им от мира или нет. Обычные мужья и жёны, начальство и подчинённые выражали свою преданность новым буддам, посещая новые ступы и читая новые писания, не отказываясь ни от любви, ни от преуспевания в мире. Таким образом Махаяна существенно упростила путь к Просветлению, и миряне стали полноправными членами буддийской Общины.
Махаяна стёрла резкую границу между монашеством и мирянами и таким образом стала двигаться в направлении от монашеского ордена к действительной религиозной общине.
Махаяна в целом была более демократичным течением. Она была обращена как к духовным лицам, так и к мирянам, как к мужчинам, так и к женщинам. В Индии, разделённой на касты, она отвечала запросам масс, предлагая спасение, заключённое в буддийских доктринах, людям всех сортов и сословий. Добродетельное поведение было гарантией достижения всеобщего блага.
Махаянисты стремились найти средства воздействия на все слои населения и на все психологические типы личности, к каждому человеку подобрать свой «ключик», чтобы побудить как можно большее число людей встать на путь, ведущий сначала к обретению лучшего рождения, потом – к освобождению и, наконец, – к обретению состояния Будды ради блага всех живых существ.
Распространяясь среди самых разных народов, адаптируясь к самым разным культурным и цивилизационным условиям, буддизм Махаяны проявлял чудеса гибкости и приспособляемости, не поступаясь своими доктринами.
Именно в форме Махаяны буддизм стал мировой религией. Он и сейчас достаточно быстро распространяется в Америке и Европе. Во Франции и Германии буддизм уже стал 3-ей по распространённости религией.
В настоящее время буддизм Махаяны существует в двух вариантах, достаточно сильно отличающихся друг от друга. Это тибето-монгольская Махаяна (иногда неправильно называемая «ламаизмом») с каноническими текстами на тибетском языке, распространённая в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве, и дальневосточная Махаяна (на основе китайского буддизма с каноническими текстами на китайском языке), распространённая в Китае, Корее, Японии и Вьетнаме.