Брахманизм. Варны и касты

В 7-ом веке до н.э. ведийский период сменился периодом, называемым брахманизмом. Брахманизм – это система религиозных обрядов, основанная и развитая брахманами – жреческой кастой ариев-индусов.С течением времени эта каста приобрела власть над арийскими народностями в Индии и при постепенном расширении сферы её влияния заняла положение правящей иерархии. Религиозная философия брахманов получила большое распространение, что вылилось в так называемый брахманический период индуистской культуры.

В основе брахманизма лежит вера во множество богов, хотя во главе пантеона стоит тримурти (триада): Брахма – творец мира, Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель мира. Верховным божеством в этот период почитается Брахма.

На этом этапе в центре внимания  оказывается нравственность и её наиболее важная концепция Карма – квинтэссенция морального закона, справедливости, истины, добродетели и долга. С Кармой напрямую связано учение о реинкарнации – последовательном воплощении бессмертной души в различные тела.

Символом цепи перерождений души служит Сансара – Колесо жизни, соприкасающееся с землёй в одной точке, которая является настоящим положением человека в текущей жизни. При этом каждое следующее воплощение напрямую зависит от действий человека в его настоящей жизни. Как ведёт себя человек на Земле, так он и будет награждён или наказан по закону всемирной справедливости – Кармы. Чтобы следующее воплощение было более удачным, нужно отказаться от всех радостей бытия.

Для достижения этого именно в брахманизме появилось учение йога, которое помогает подчинить физическое тело духовной силе.

 

Уже в «Ригведе» нельзя не заметить следов сословности, распадения народа по происхождению на различные общественные ступени. В эпоху расцвета брахманизма происходит дальнейшее углубление кастовых различий.

Общее представление о том, что такое кастовость в Индии, сформировалось, по большей части, по описаниям европейцев. Даже само слово «каста» было придумано для этой системы португальскими торговцами в 16-ом веке н.э.. Купцы из Европы, приезжавшие в Индию, объясняли местное социальное разделение, исходя из собственных представлений. На основе их рассказов строились теории об общественной жизни в Индии.

Французский индолог Луи Дюмон (1911–1998 гг.), опираясь на классические индуистские тексты, описал 4 касты (а по сути 4 варны) – концепцию сословий, включающую брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр – плюс париев (неприкасаемых), которые находились вне кастовой системы.

Так обычно и понимают касты, но в реальности деление гораздо сложнее.

Большинство людей путают понятия «каста» и «варна», многие считают их синонимами. Но это не так, и с этим следует разобраться.

Каждый индиец рождался в закрытой группе – в варне. Иногда их называют индийской кастой. Однако каста в Индии – это подгруппа, расслоение в каждой варне.

 Внутри варн есть многочисленные группы – джати (касты), различающиеся по роду деятельности и другим критериям. Каждая группа (или каста) – со своими правилами, ритуалами и предписаниями, а главное – с чётким осознанием, как её членам положено молиться, на ком жениться и какую пищу есть. Таких каст в Индии тысячи.

Варн же по-прежнему всего 4: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Брахманизм дал основу для толкования появления каст в древности. Брахманы объясняли, что весь мир создан богом Брахмой из хаоса, после чего бог принёс себя в жертву для появления людей. Из различных частей его тела произошли люди различных варн, поэтому кастовое деление и по сей день очень сильно в современной Индии и влияет на социальное положение человека.

Из уст и ушей Брахмы произошла самая влиятельная и уважаемая варна –брахманы. Они способны беседовать с богами, узнавать их волю и передавать её простым смертным. Брахманы – это монахи, жрецы, странствующие дервиши. Они приносят жертвы и осуществляют культовые церемонии.

Брахманы были обязаны изучать Священные Писания – «Веды». Их главной задачей являлось точное исполнение ритуалов и обрядов, при этом всё это проводилось на древнем языке санскрите, непонятном непосвящённым. Чем лучше жрец знал санскрит, тем точнее он выполнял свои обязанности и занимал более высокое положение в обществе.

Брахманы были вегетарианцами и могли есть только ту пищу, которую приготовили люди их каст.

Сейчас в этой варне служители культа, учёные, врачи, учителя.

Из плеч и рук бога Брахмы произошли кшатрии – воины, цари и правители, долг которых, прежде всего, защищать свой народ, управлять им, издавать справедливые законы и судить по ним. Это истинные правители и аристократы, олицетворяющие законную власть и силу. Наиболее яркими представителями были сикхи.

Кшатрии не менее религиозны, чем брахманы, но имеют свои особые ритуалы. Верховный бог кшатриев Индра – бог Неба, бог-воитель.

Из бёдер и ног бога Брахмы произошли вайшья – скотоводы, земледельцы и ремесленники, долг которых работать и исправно платить налоги.

Среди них могли быть очень зажиточные и богатые люди: владельцы магазинов, предприятий и земель. Вайшьи не любили заниматься тяжёлой грязной работой. Они крайне щепетильно относились к пище.

Из запылённых ступней бога Брахмы произошли шудры – бедняки, слуги с грязными руками и лицами. Они не имели ни дома, ни земли, ни скота и выполняли тяжёлую физическую работу.  Их долг повиноваться приказам и «служить высшим варнам со смирением».

Варна – на санскрите означает «цвет», и все представители варн носили священный шнур цвета своей варны: брахманы – белый, кшатрии – красный, вайшьи – желтый, шудры – чёрный. Принадлежность к определённому сословию (варне, джати) определялась исключительно рождением. Переходить из одной варны в другую категорически воспрещалось. Однако индусы верили, что праведная жизнь позволит в следующей жизни родиться в более высокой варне, а неправедная – в более низкой.

Государственное управление сосредоточивалось в руках брахманов и кшатриев. Исторически индийские высшие варны произошли от завоевателей-арийцев, покорённые же туземцы образовали низшие варны.

Из грязи под ногами бога Брахмы произошла каста, получившая название парии («неприкасаемые»).

Ещё во времена древней Индии все, кто не входил в 4 варны (те, кто не был рождён в варнах, чужестранцы), автоматически оказывались «за бортом» индийского социума. Таких чужаков не пускали жить в деревни, избегали их, не прикасались к ним. Даже случайное прикосновение к ним человека любой другой касты требовало провести обряды по очищению и обязательное принесение жертвы богу Брахме.

Впоследствии этих чужаков-неприкасаемых стали использовать на самой низкооплачиваемой, грязной и  постыдной работе, за которую никто не хотел браться. Они очищали улицы, убирали нечистоты, омывали покойников. К ним относятся также все охотники и рыболовы, кожевники, могильщики и др.

Чтобы человек случайно не прикоснулся к ним, ещё при рождении у каждого неприкасаемого вырезали на лбу звезду и красили её несмываемой растительной краской в синий цвет.

Кастовые предрассудки достаточно сильны и в современной Индии. 

 

Назад Вперед