БУДДИЗМ В ЯПОНИИ

Краткую и ёмкую характеристику народа Японии дал русский китаист и религиовед, профессор Л.С.Васильев в книге «История религий Востока»:

«Япония во многих отношениях страна уникальная и удивительная.

Врождённая вежливость, более искренняя и менее церемонная, нежели в Китае, – и рядом с ней острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к самопожертвованию которого могут быть поставлены лишь рядом со слепым фанатизмом воинов ислама.

Редкое трудолюбие в сочетании с обострённым чувством чести и глубокой, до смерти преданности патрону, будь то император, сюзерен, учитель или глава процветающей фирмы.

Необычайное, даже для изысканного Востока, чувство прекрасного: скромность и простота, лаконизм и необыкновенное изящество одежды, убранства, интерьера.

Умение отрешиться от суеты повседневности и найти душевный покой в созерцании спокойной и величественной природы, в миниатюре представленной в маленьком, глухо огороженном дворике с камнями, мхом, ручейком и карликовыми соснами.

Наконец, удивительная способность заимствовать и усваивать, перенимать и развивать достижения других народов и культур, сохраняя при этом своё, национальное, своеобразное, японское.»

Хотя археология свидетельствует о глубокой древности обитания человека на Японских островах, первые письменные упоминания о древних государствах, расположенных на территории «страны восходящего солнца», появились лишь в китайских хрониках 1-го века нашей эры.

К концу 3-го века н.э. практически завершилось объединение мелких государств в некое федеративное образование под властью императора, который жил вместе со своим двором в столице. Каждый новый император переносил столицу в новый город, поскольку обычай не разрешал ему жить в том месте, где осталась могила предшественника. Только в 794 году появилась постоянная столица государства, которая просуществовала 1000 лет на одном месте.

В далёкие времена Япония была совсем изолирована от материка, потому что не было технических средств для безопасного плавания по морю. Но и в дальнейшей истории Японии периоды изоляции страны чередовались с периодами активных взаимоотношений с внешним миром.

 

Свою национальную религию японцы называют «синто» («путь духов»). Синто восходит к глубокой древности и включает в себя все присущие первобытным народам формы верований и культов – тотемизм, аниманизм, культ предков и героев и т.п. Для отправления обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы. Раз или два в году при храме проводился торжественный праздник с богатыми жертвоприношениями и пышными богослужениями, шествиями с паланкинами, в которые на время переселялся дух божества.

В интеллектуальном отношении, с точки зрения осмысления мира, синтоизм, как и даосизм в Китае, не мог удовлетворить потребности развивающегося общества. Неудивительно поэтому, что проникший из Китая в Японию буддизм довольно быстро занял ведущие позиции в духовной культуре страны. 

 

В 538 году буддизм достиг берегов Японии. Вскоре он привлёк к себе значительный интерес образованных японцев, горячо встречавших каждое новое учение, приходившее через Японское море из Китая. Однако вокруг новой веры возникли споры знати, переросшие в религиозную борьбу. Но уже к концу 6-го века эта борьба была выиграна теми, кто сделал ставку на буддизм.

В рамках древнеяпонской цивилизации буддийские нормы, даже подвергшиеся китаизации и конфуцианизации, оказались более крепкими, и именно они сыграли существенную роль в сложении основ японской культуры.

Быстро росло число буддийских храмов. В Японии нашли свою вторую родину многие секты-школы буддизма, в том числе и те, которые пришли в упадок в Китае.

В конце 6-го века управление страной возглавил легендарный принц-реформатор Сётоку. Он взял курс на построение централизованного государства по китайскому образцу и на достижение равноправных отношений с Китаем.

Принц Сётоку объявил буддизм государственной религией. Буддизм уже был преобладающей религией в Азии, и, приняв эту систему, Япония присоединилась к цивилизованным народам и государствам азиатского материка. Это невероятно повысило престиж островного государства.

В 604 году Сётоку опубликовал Конституцию, которую часто упоминают как первый писаный закон Японии. Эта компиляция в действительности представляет собой собрание учений о нравственности, полагающихся в качестве основания на человеческую совесть. Содержание статей Конституции было заимствовано из учений конфуцианства и буддизма.

Принц Сётоку добился, чтобы в порту на внутреннем море был сооружён Храм Четырёх Небесных Стражей (Ситэнно-дзи). Таким образом чужестранцы, прибывавшие из Кореи и Китая, сразу же видели прекрасный ансамбль, посвящённый искусству, музыке, медицине, литературе и философии, расположенный вокруг монастыря и храма буддийской веры.

Принц внимательно изучил обширную буддийскую литературу и выбрал те сутры, которые принесли бы пользу его народу самым непосредственным образом. Он распространил эти писания как часть обширной образовательной программы.

К сожалению, гений Сётоку не передался его потомкам, но буддизм достаточно укоренился, чтобы выжить и раскрыться среди японцев.

 

В конце 9-го века, после крушения в Китае Танской династии, контакт Японии с материком почти прекратился на несколько сотен лет. Если до этого момента Китай считался неким эталоном, то в последующие века благодаря отсутствию китайского влияния Япония выработала уникальную и обособленную культуру, переработав на свой лад все прежние заимствования.

Начиная с 12-го века, всё большее влияние на политическую жизнь государства начинают оказывать провинциальные военные кланы. В Японии на долгие века устанавливается фактическое двоевластие. За императорским домом остаётся отправление внешних ритуалов, а вся реальная власть принадлежит военным правителям сёгунам, которые соперничают между собой. Начинается период феодальной раздробленности и выделения самураев как особого военно-феодального сословия мелких дворян.

В это же время, в 12-ом веке, буддизм в Японии вышел за пределы аристократического мира и распространился в среде самураев и простолюдинов. Возник ряд сект, среди которых была секта дзёдо-сю (буддизма «Чистой Земли», поклонение Будде Амитабхи), которая особенно подходила для тех, у кого мало времени или нет способности заниматься более сложными или строгими практиками. Этот так называемый «лёгкий» подход стал самой популярной в Японии ветвью буддизма среди обычных людей.

На рубеже 12–13 веков берегов Японии достигла доктрина дхианы. Слово «дхиана», означающее «медитация», было переведено на японский язык словом «дзэн». Перемена места действия привела к изменению самих учений, но созерцательность по-прежнему сохраняла главенствующее положение.

Первой дзэн-буддийской школой, появившейся на Японских островах, считается Риндзай, которую основал монах Эйсай (1141–1215 гг.). Помимо упражнений в медитации и коанов, эта школа целенаправленно культивировала необходимость заниматься боевыми искусствами, главным образом, ведением рукопашного поединка. Это позволяло адептам заниматься самодисциплинированием и избегать страха смерти путём прямого изменения сознания.

Ритуал созерцания обладал особой привлекательностью для самураев. Сердце солдата, отягощённое неизвестностью и бесчисленными страхами, и опасная профессия побуждали его искать ту форму духовного утешения, которая даёт надежду на победу над болью и смертью. Сталкиваясь с перспективой неотвратимой гибели, самурай нуждался в том, чтобы сохранить высочайший уровень осознанности, если ему предстояло продолжать бой. Самым могущественным орудием самозащиты являлась установка бдительности и внутреннего спокойствия.

Однако военное сословие, практикуя медитацию и боевые искусства в монастырях, не отказывалось от своих социальных обязанностей.

Дзэн-буддизм с его принципами и нормами во многом определил кодекс самурайской чести – бусидо́ («Путь Воина»). Обострённое чувство достоинства и чести, оскорбление которой смывается лишь кровью, культ ритуального самоубийства во имя чести и долга («хараки́ри») – всё это, вошедшее в понятие «бусидо» и оказавшее огромное влияние на японский национальный характер, во многом было воспитано японским дзэн-буддизмом.

По мере того, как дзэн-буддизм всё более интегрировался в японскую культуру, он вступал в период бурных нововведений и творчества. Ведущей фигурой на этой стадии японского дзэн-буддизма был основатель школы Сото́ Доге́н Киге́н (1200–1253 гг.), которого часто считают величайшим религиозным философом Японии до Нового времени. Его многочисленные произведения до сих пор очень популярны в Японии.

Родившись в богатой аристократической семье и рано лишившись родителей, Доген в 13 лет стал монахом. Уже в раннем возрасте он проявил выдающиеся интеллектуальные способности и получил серьёзное образование, основанное на китайских классических текстах. В поисках ответов на свои вопросы Доген посетил Китай, хотя плавание через Японское море было очень рискованным. Там он понял, что любая деятельность может стать практикой дзэн-буддизма, если она совершается в правильном духе. В 1225 году Доген пережил пробуждение такого уровня, что получил патриаршью печать преемственности школы Цаодун (Сото), ранее неизвестной в Японии.

В 1227 году Доген вернулся в Японию, основал в ней школу Сото и начал преподавать. Стиль обучения в этой школе традиционно считался более мягким, чем в школе Риндзай. Отличительным признаком Сото была практика сидячей медитации. Кроме того Доген читал лекции своим последователям, в число которых входили люди всех слоёв общества, что было необычным в то время. С тех пор школа Сото получила распространение в среде провинциальных правителей и простого народа, в то время как Риндзай стала прерогативой знати и самураев.

Главным источником сведений об учении и философии Догена является собрание его лекций и эссе, известное как «Сокровищница знаний об истинной Дхарме». В эту книгу вошли сочинения, написанные в течение 20-ти лет. Она была написана на японском языке, а не на классическом китайском языке, который предпочитали японские интеллектуалы того времени. В ней есть всё: от наставлений для мирян до глубокомысленных философских размышлений. Эта сокровищница древних дзэнских сочинений 400 лет пролежала в складском помещении монастыря Эйхэй-дзи («Храм вечного мира»), пока не была случайно обнаружена и издана в 17-ом веке.

Большинство учителей дзэн-буддизма отдавали свои силы тому, чтобы вызвать в своих учениках переживание пробуждения. Но не следует забывать, что базовое буддийское обучение было непременно связано с практикой добродетельного поведения, которое являлось необходимой предпосылкой успешного духовного развития, и буддийские моральные заповеди были второй натурой буддистов.

 

В 15-ом веке в Европе началась эпоха Великих географических открытий. Через сто лет, в 16-ом веке, в Японии появились первые европейские купцы, которые привезли с собой мушкеты, после чего японцы наладили собственное производство огнестрельного оружия. В это время междоусобицы самурайских родов не утихали.

Вслед за купцами прибыли христианские миссионеры, обратившие в христианство некоторых феодалов. Веротерпимость японцев вполне допускала исповедование нескольких религий одновременно. Принятие христианства не означало отказ от веры предков, зато способствовало налаживанию прочных контактов с европейцами.

Смутный период феодальной раздробленности закончился, и в 1590 году Япония была окончательно объединена. Период открытости к европейским воздействиям продолжался до начала 17-го века. Благодаря иезуитам в Японию попали новые знания в области астрономии, медицины, книгопечатания, морской навигации и живописи. Японцы стали часто носить европейскую одежду.

Но уже с 1639 года и до середины 19-го века Япония снова вступает в период добровольной самоизоляции. Сёгунат издал указ, запрещающий европейцам находиться на территории страны, а японцам покидать её пределы. Разорвав отношения с Западом, Япония продолжала поддерживать связи с Китаем и Кореей.

Однако в середине 19-го века США силой заставили японское правительство открыть несколько торговых портов, навязав кабальный торговый договор.

С конца 18-го века в Японии всё заметней усиливался культ императора. Страна всё теснее сплачивалась вокруг фигуры божественного микадо, символизировавшего её высшее единство, её далеко идущие притязания явно националистического характера. Начало Новой эры буржуазного развития было положено реставрацией Мэйдзи, вернувшей всю полноту власти в стране императору и давшей толчок быстрому развитию Японии. Так закончилось 500-летнее правление самураев. 

Придя к власти в 1868 году, молодой император Муцухито сломал систему сёгуната и в борьбе с ней опирался на всё новое, что можно было взять с Запада.

В 1868 году синтоизм стал государственной религией. Император стал первосвященником, а день его рождения государственным праздником. Весь период сёгуната синтоизм и буддизм гармонично сосуществовали, взаимнопроникая друг в друга. Теперь же был положен конец тысячелетней традиции синто-буддийского синкретизма. Часть буддийских монастырей были разрушены или перенесены подальше от синтоистских святилищ.

Однако буддизм оказался достаточно стойким и умело приспособился к новым условиям, а указ 1889 года о свободе вероисповеданий помог ему выжить и даже сохранить своё влияние в массах. Это с особенной силой сказалось после разгрома Японии  во Второй мировой войне в 1945 году, когда синтоизм утратил статус государственной идеологии, воспитывавшей милитаризм и национализм, культ императора и «великой Японии».

В 1868 году император перенёс столицу в город Эдо, который переименовали в Токио. Отказ от самоизоляции создал благоприятные условия для развития конкурентноспособного общества, в результате чего Япония «прыгнула» в Новое время. Взяв за основу западные образцы, страна превратилась в индустриальную мировую державу.

Начался период активных реформ: были отменены социальные классы, объявлена свобода вероисповедания, введено обязательное начальное образование. В 18–19 веках уровень образования в Японии был одним из самых высоких в мире. Кроме государственных школ для самураев действовали общественные начальные школы при буддийских монастырях. Таких начальных школ в стране было 15 тысяч. В них главными предметами были чтение, письмо, арифметика и основы конфуцианства. Теперь же множество студентов отправилось учиться на Запад, а в Японию пригласили иностранных преподавателей.

В 1889 году была принята первая Конституция и создан парламент.

Конфликт интересов привёл к войнам с Россией и Китаем, в которых Япония победила и увеличила свою территорию. Только поражение во Второй мировой войне и подписание императором безоговорочной капитуляции положило конец милитаристским устремлениям Японии.

В 1947 году была принята новая Конституция, запрещавшая Японии иметь свои вооружённые силы, с принятием которой синтоизм потерял статус государственной религии. В современной Японии религия представлена главным образом буддизмом и синтоизмом. Большинство верующих причисляют себя к обеим религиям сразу, что свидетельствует о религиозном синкретизме.

Религиозно-культурные традиции прошлого играют активную роль в создании новой структуры капиталистической Японии. Большое значение имеет фактор лояльности и личной преданности служащих той или иной фирме: в современной Японии в фирму вступают лишь раз (только один выбор!) и остаются в ней до старости. Этот же принцип характерен и для партий, организаций и т.п. Другая существенная черта японской культуры – тенденция к заимствованию и синтезу, к перениманию чужого опыта, чужих идей.

К счастью, Япония избежала риска попасть в полную политическую зависимость от западных стран, а включившись в экономическую и политическую гонку с Европой, страна далеко ушла вперёд по сравнению с другими восточноазиатскими странами. В 80-х годах 20-го века начался период процветания Японии, который продолжается и до сегодняшнего дня.

 

Назад Вперед