МОИСЕЙ

Вероятно, ни один человек в истории не был отмечен такой всеобщей любовью, как великий древнееврейский пророк Моисей. Во времена Моисея, в 13-ом веке до н.э., было достаточно иудеев, которые не были согласны с его политикой. Однако через пять столетий Моисею поклонялся уже весь еврейский народ. К 500 году н.э. слава о нём, равно как и христианство, распространилась почти по всей Европе. Столетием позже Мухаммед признал Моисея истинным Пророком, и с распространением ислама Моисей стал обожаемой фигурой во всём исламском мире. Сегодня, спустя 33 столетия, Моисею поклоняются в равной степени иудаисты, христиане и мусульмане, он даже снискал уважение у многих атеистов. Благодаря современным средствам коммуникации его даже лучше знают сегодня, чем в прошлом.

Моисею приписывают три основных достижения.

Во-первых, ему отдают должное в том, что он был политическим деятелем, который возглавил исход евреев из Египта.

Во-вторых, он известен как автор 5-ти книг Библии («Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие»), на которые часто ссылаются как на Пятикнижие Моисея, являющееся не чем иным как еврейской библией – «Тора». Эти книги включают в себя законы Моисея – перечень правил и «Десять заповедей», данные ему Богом, которые в принципе определяли поведение евреев в библейские времена. Огромная роль «Торы» в целом и «Десяти заповедей» в частности позволяет считать Моисея человеком, оказавшим большое и стойкое влияние на эволюцию человечества.

В-третьих, многие считают Моисея основателем еврейского единобожия. Он сыграл решающую роль в его сохранении и распространении. Это его огромная заслуга, потому что христианство и ислам – эти две величайшие религии в мире – унаследовали еврейское единобожие. Эта идея о Едином Истинном Боге, в которую Моисей верил так страстно, в конце концов распространилась на бо́льшую часть мира.

 

Религией домоисеевских израильтян была вера в одушевлённость Природы, главнейшими проявлениями которой были культ предков и культ тотема (определённого животного – родоначальника племени), поклонение племенным богам. Боги были не только покровителями своего племени, но и проявлявшимися в разных видах богами Природы. Представлению о боге как о владыке племени соответствует чувство глубочайшего благоговения. Человек есть его слуга. Подчинение, страх, покорность – вот основные черты благочестия. Почва для такого настроения дана была религиозным направлением этих племён, которое поддерживалось окружающими их природными и жизненными условиями. В принципе, бог данного племени имеет религиозное значение только для его членов, поэтому каждое племя и даже каждая племенная группа стоит при этом особняком.

О настоящих священнослужителях, которые играли бы роль посредников, в эти древние времена нет и речи. Такое посредничество бывает нужно лишь тогда, когда в религию проникает таинственность.

Центральным действием культа было жертвоприношение, которое вначале носило характер пира, совершаемого с участием племенного божества. При этом было одно обрядовое требование: выпускать кровь жертвенного животного, так как было запрещено употреблять её в пищу.

Наиболее выдающейся чертой богослужения была чрезвычайная простота. Нередко жертвенником служил случайно попавшийся камень. Местами богослужения были горы или другие возвышенности. Во время кочевой жизни, естественно, приходилось приносить жертвы в разных местах.

Обращает на себя внимание обряд обрезания, составляющий наследие домоисеевских времён. Известно, что он не составлял исключительной особенности израильтян, а был туземным обрядом и у других родственных с ними народов, а также у египтян, хотя у последних он распространялся, по крайней мере в позднейшее время, только на жрецов.

В далёкой древности посвящение человека Богу состояло в том, что человека приносили в жертву. Затем акт посвящения человека стал выражаться лишь в том, что отрезали только его половой член. Наконец, ещё позднее, эта возмутительная варварская операция была заменена символическим действием обрезания лишь кончика полового члена. Убийство и изуродование сменилось нанесением лёгкого пореза, но смысл остался тот же – посвящение человека Богу. Важное значение для народа Израиля обрезание получило уже впоследствии, во время вавилонского плена.

 

В те времена израильский народ из-за голода переселился на длительное время на территорию Египта, но евреи так и остались чужими для египтян и их притесняли. По преданию, однажды корзина с еврейским младенцем по воде была подброшена к дочери фараона, и она заботилась о нём, как о сыне. Мальчик получил имя Моисей, что означает «Спасённый из воды». Спустя десятилетия «Спасённый из воды», как бы в оправдание своего имени, сам станет спасителем израильского народа, когда выведет его из Египта.

Моисей получил хорошее воспитание и образование, стал жрецом бога Осириса и был посвящён в Египетские Мистерии. Но его блестящая карьера неожиданно закончилась, когда однажды он, не сдержав эмоций, в гневе убил египтянина, избивавшего израильтянина, который был занят тяжёлой работой. Не дожидаясь возмездия за убийство, Моисей бежал из Египта.

Глухой ропот, страдания и стоны медленно погибающего под гнётом египетских властей израильского народа, наконец, достигли Господа. Бог явился Моисею «в пламени огня из среды тернового куста» (Исх. 3:2). Он велел ему вернуться в Египет и вывести народ Израилев в земли Палестины, в землю обетованную (Исх.3). Бог обещал Моисею всемерную поддержку не только советами и указаниями, но чудесами и действиями, которые были под силу только Богу.

Моисей послушно вернулся в Египет, объявил израильской общине, что он является Мессией, Посланцем Бога, прибывшим для спасения евреев, и как доказательство продемонстрировал несколько чудес.

Получив столько доказательств божественной роли Моисея, израильтяне были готовы следовать за ним туда, куда он их поведёт. Теперь Моисею оставалось только добиться, чтобы Фараон позволил им уйти с миром из Египта. Не открывая всех своих замыслов, он попросил отпустить их «на три дня пути принести жертву Господу» (Исх. 5:3).

Но Фараон возмутился, сказав: «Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5:2). Более того, он отдал распоряжение максимально загрузить израильтян, «дать  им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами» (Исх. 5:9). Тогда Господь, чтобы вразумить Фараона, явил 10 знамений и чудес в земле Египетской, которые вошли в историю как «казни египетские».

Последняя «казнь» (произошедшая накануне исхода израильтян из Египта) оказалась самой тяжёлой для египтян: в полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской – и у людей, и у скота  (Исх. 12:12, 12:29,12:30). Зато у израильтян никто не пострадал (Исх. 12:13), потому что с наступлением вечера, чтобы остаться в живых во время 10-ой «казни египетской», израильтяне совершили очень важную священную церемонию – Пасху Господню. С тех пор Пасха стала обязательным ежегодным праздником еврейского народа, который знаменует освобождение его от египетского ига. (Пасха празднуется и у христиан, но это совсем другая, новозаветная Пасха.)

Так Моисей стал поистине великим в глазах как египетского, так и израильского народов. Он стал признанным вождём своего народа, который  увидел в нём Мессию и был готов идти за ним. «Казни египетские», потрясшие Египет и его народ, вынудили Фараона выполнить просьбу Моисея и отпустить израильский народ в полном составе со всем имуществом и скотом на 3 дня пути для проведения священных церемоний.

 

Здесь мы встречаемся с личностью Моисея и его  деятельностью, имевшей основное значение для религии Израиля. Он, как состоявший в личном общении с Богом, вдохнул в народ, наполовину омертвевший и потерявший силы под египетским гнётом, дух божественной творческой жизни. Боевым лозунгом для этого стало имя Бога – Иегова. Это имя было исходным и опорным пунктом для великого религиозного движения, из которого израильский народ вышел возрождённым и полным победоносной силы и деятельности. Моисей внушил народу уверенность, что ему помогает живой Бог отцов, и этой уверенностью он увлёк его за собой.

Эта вера в помощь живого Бога отцов привела к народному единству. И когда, без помощи человеческой, природа, по-видимому, начинает служить интересам израильтян, когда необыкновенные события обращаются им на пользу и наконец волны Чермного моря образуют собою непроходимую преграду между ними и Египтом, – тогда для сознания израильтян не остаётся более никакого сомнения в том, что проповедуемый Моисеем под новым именем Иегова Бог их отцов взял своих людей снова под своё покровительство и сделал из них народ, свой богоизбранный народ.

 

В Синайской пустыне израильтяне встали станом близ горы Сина́й, то есть Лунной горы. Считается, что где-то здесь и встретил в первый раз Моисей Бога, говорящего с ним из горящего, но не сгорающего тернового куста («Неопалимой купины»), который в корне изменил его дальнейшую жизнь. Много позже, в середине 1-го тысячелетия нашей эры, на этом месте был построен монастырь с крепостными стенами. В 15-ом веке он стал называться монастырь Святой Екатерины.

Именно здесь снова начинается общение Моисея с Богом. Уже в первый день Моисей узнал, что израильтяне могут стать священниками и святым народом Бога, если будут в точности соблюдать его законы и заветы. Спустя 1 тысячу лет пророк Иезекииль подтвердит эту информацию и даст детальное описание тех времён, когда Бог Израиля будет жить среди израильского народа. Его священниками и охранниками при храме будут потомки колена Левия, а потомкам других колен Израиля будет разрешён вход в священный город.

Когда же наступило утро третьего дня, сам Господь Бог сошёл на вершину Лунной горы: «были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный…» (Исх. 19:16). «Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх. 19:18). Здесь, на её вершине, Моисей получил от Бога «Десять Заповедей» – законов, устанавливающих религиозные и общечеловеческие нормы поведения народов. Ещё много раз он поднимался на гору, чтобы беседовать с Господом, и получил от Него много других знаний. Всё это было начертано на двух каменных скрижалях и потом стало основой «Торы» – пяти Книг Моисеевых, которыми открывается Ветхий Завет. В древности всё, написанное на камне, считалось особенно священным. Так была основана религия евреев иудаизм.

 

Предшественники Моисея – Рама, Кришна, Гермес – создавали религии для своих народов. Моисей же должен был создать новый народ как ядро для единой религии далёкого будущего. Для осуществления этой цели, столь новой и необъятной, нужна была могучая основа. Ради этого Моисей создал «Книгу Бытия» – сжатый синтез науки прошлого и очерк науки будущего, ключ к Мистериям, факел Посвящённых, центр соединения для всего народа.

«Книга Бытия», начертанная египетскими иероглифами, содержит в себе всю сущность Моисеева предания. Моисей как Великий Посвящённый, знавший основы Бытия, не мог утверждать положений, противоречащих египетской науке. Тогда как же помирить эту науку с детскими мыслями «Книги Бытия» относительно сотворения мира и происхождения человека?

Ключи к глубокому символическому смыслу Пятикнижия Моисея можно найти в египетской символике, в символах всех религий древнего цикла, в синтезе учений посвящённых, который получается из сопоставления эзотерических учений, начиная с ведической Индии и до христианских посвящённых первых веков нашей эры включительно.

Моисей, обладавший оккультными знаниями, начертал свою «Книгу Бытия» египетскими иероглифами. Он передал ключи к её символике и дал устные объяснения своим преемникам. Но когда же во времена Соломона «Книга Бытия» была переведена на язык финикийский, когда после плена вавилонского, Ездра переписывал её арамейско-халдейскими письменами, еврейское священство владело этими ключами уже очень несовершенно. А когда же очередь дошла до греческих переводчиков Библии, последние имели лишь очень слабое понятие об эзотерическом смысле переводимых текстов.

 

Принесённые с горы Синай две каменные скрижали Моисей сначала хранил у себя, а затем положил их на вечное хранение в специально изготовленный Ковчег Завета. Ковчег имел определённые размеры и построен точно по образцу, который был показан Моисею Богом. Открывать его было строго запрещено.

Первоначально Ковчег был святилищем, который брали на войну и в походы, и в то же время переносным жилищем Бога. Позднее Ковчег с двумя золотыми херувимами и крышкой, которую первосвященник в великий день отпущения грехов окроплял очистительной кровью, стоял  во Святая Святых, в алтаре Храма, и таким образом был изъят от прикосновения и даже от взора людей.

Во время пребывания на горе Синай Моисей получил также от Господа описание скинии собраний. Моисей должен был построить её из имеющихся у него определённых материалов по образцу, показанному ему Богом, а затем научить других правильному использованию и обслуживанию скинии при проведении в ней и во дворе священных церемоний и ритуалов.

Скиния Моисея по своей конструкции была своеобразным шатром, в котором хранился Ковчег Завета со скрижалями. Она была переносным храмом, Домом Бога, в котором первосвященник общался с Богом и вместе с народом проводил священные церемонии. Бог обещал израильтянам: « и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом» (Исх. 29:45).

Хотя скиния собраний по своей сути – шатёр, на самом деле всё гораздо сложнее. Она обладала феноменальными свойствами, которые обеспечивались её конструктивными особенностями и тем, что находилось внутри. Скиния Моисея – это зашифрованная в буквах, словах, числах и аллегориях сокровищница великих древних научных знаний о Вселенной, Боге и Человеке, о двойственной природе всего сущего, о законах Природы. Когда первосвященник входил в западную часть скинии, в Святая Святых, где стоял Ковчег Завета, он слышал голос Бога и общался с Ним.

При установке скиния ориентировалась точно по сторонам света. Её задняя стена была обращена к западу, а передняя часть, где был вход, смотрела на восток. Когда сборка скинии заканчивалась, все священные реликвии и принадлежности скинии расставлялись по своим местам.

В западной части скинии, в Святая Святых, за завесу с херувимами устанавливали Ковчег Завета.

Непосредственно у завесы напротив Ковчега размещался Жертвенник воскурения для сжигания фимиама, порошка из благовонных веществ. При горении порошка обильно выделялся дым, который оказывал на священников дурманящее действие, как наркотик; самым наркотическим компонентом был ладан. Под воздействием этого дыма священники, и особенно первосвященник, когда он направлялся в Святая Святых, входили в состояние транса. Ибо именно в таком состоянии, «в духе», и был возможен контакт с Богом.

К северу от Жертвенника воскурений располагался Стол предложения хлебов, на котором размещали 12 хлебов, предлагаемых Господу. Они должны были быть пресные и без мёда. При сжигании их следовало посыпать солью. (У русских православных христиан хлебное подношение – хлеб с солью – считается символом русского гостеприимства: важного гостя встречают, как Бога, хлебом-солью.)

На противоположной стороне от Жертвенника воскурения устанавливался отчеканенный из целого куска золота массивный светильник Мено́ра с 7-ю лампадами.

Ещё 2 атрибута священнодействия находились во дворе перед входом в скинию: медный сосуд-умывальник и Жертвенник всесожжения. Народ входил во двор только во время служб. Приношение ежедневных жертв всесожжения в определённое время входило в обязанность священников.

У евреев сам факт признания своей вины не давал повода для успокоения и прощения. Лишь принесением жертвы и сожжением её только в одном месте, перед храмом Господа, можно было искупить свою вину. А на земле со времён Адама безгрешных людей нет.

У древних народов жертвоприношение считалось очень сильным средством для получения благоволения богов и стихийных сил Природы. Особенно жертвоприношения человеческие. Но в скинии Моисея в жертву Богу приносились животные.

 

О том, как произошёл исход евреев из Египта и как Моисей 40 лет вёл свой народ в Землю Обетованную (землю Ханаанскую в Палестине) через Синайскую пустыню, повествует Библия.  Против своей воли израильтяне принуждены были оставаться в пустыне 40 лет, в течение времени большего, чем срок жизни целого поколения. Столь долгое странствование по пустыне Моисею было необходимо, чтобы обуздать этот непривыкший к повиновению народ, составившийся из вышедших из египетского рабства евреев и примкнувших к ним полудиких кочевников. Это нужно было, чтобы испытаниями, страданиями и наказаниями переплавить дух народа на новый лад; чтобы изолировать его от общения с окружающими народами, поклоняющимися многим богам, и утвердить единобожие.

Со времени исхода из Египта до самой смерти Моисея, вся история Израиля была непрестанным единоборством между Пророком и его народом. Одержать верх и выполнить свою миссию Моисей смог только благодаря помощи Высших Сил и данной ему Богом возможности творить чудеса и знамения.

В трудные времена Иегова являлся помощником; и именно в годину бедствий всякий раз чувствовалось снова, насколько необходима была его помощь. До времён царя Давида самое существование народа Израиля подвергалось постоянному риску и различные его колена, то там, то здесь, то поодиночке, то соединяясь вместе, должны были постоянно отстаивать это существование с оружием в руках. В этот период Иегова реально был Богом войны в том смысле, что присутствие Бога никогда не чувствуется так близко и так реально, как во время войны и в пылу битв. Чем больше в этих войнах израильтяне принуждены были полагаться только на себя, тем сильнее они верили в своего Бога. Иегова являлся в них как живой Бог, который уже помог своему народу и намерен был постоянно ему помогать.

Впервые в Ветхом Завете Бог упоминается под именем Яхве. В европейском варианте оно передано как Иегова. Но полное имя Бога неизвестно, оно скрывалось. Имя Бога было настолько свято и содержало в себе такую мощную силу, что произносить его вслух было подобно богохульству. Позже, чтобы не употреблять имя Божие Яхве всуе, его стали заменять другими именами: Элохим, Адонай, Саваоф и много других.

Бог Израилев соответствовал тому развитию, в каком находился в то время еврейский народ. Иначе не могло быть. Моисей не мог дать им более высоких представлений о Боге, потому что они не были бы доступны пониманию людей. Представление человека о Боге как древних, так даже и настоящих времён складывается из его представлений о человеке. Это подтверждает психология. Мы всегда понимаем другого человека таким образом, как мы понимаем или пытаемся понять самих себя. И то, что мы не понимаем в себе, мы не понимаем и в других. Известный швейцарский психолог К.Г.Юнг (1875–1961 гг.) назвал это свойство человеческой психики проекцией.

В представлении человека, Бог есть Существо, обладающее в самой высокой степени всеми человеческими достоинствами и недостатками. Поэтому Бог Израилев обладал той же жестокостью, мстительностью, непримиримостью, коварством и непостоянством, какими обладал и сам полудикий народ. Кроме качеств, присущих народу, Он обладал устрашающей силой и могуществом, что народ видел и испытал на себе не раз в течение сорокалетнего странствования по пустыне. Крутые и суровые меры по отношению к израильтянам были необходимы, чтобы удержать в повиновении полудикий, непокорный и мятежный народ.

При жизни Моисея израильтяне со своим Ковчегом исходили Синайский полуостров вдоль и поперёк. Спустя 40 лет, наконец, пришёл день, когда Моисей привёл их на восточный берег реки Иордан. На противоположном берегу лежала Палестина с Ханааном, обещанным Богом израильтянам как «Земля обетованная». Но Моисей, совершивший грех убийства, не мог войти в неё. Он посмотрел в последний раз на запретную для него «землю обетованную» и умер.

Те понятия о Едином Боге, которые Моисей дал своему народу, в последующие времена и для других народов были неприемлемы. Предвидя ход грядущих событий, этот Великий Посвящённый, умирая, предсказал пришествие другого Великого Пророка – Иисуса Христа, предательство его евреями и рассеивание их по свету.

 

Назад Вперед