МУХАММЕД – ПРОРОК АЛЛАХА
Будущий Пророк Мухаммед, что на арабском означает «Восхваляемый» или «Достойный хвалы», родился в Мекке приблизительно в 570 году н.э.
Рано осиротев, Мухаммед вначале пас скот своего дяди, а повзрослев, стал погонщиком верблюдов. Он водил по пустыне караваны верблюдов, гружённых товарами, предназначенными для продажи на рынках Египта, Ирана и Сирии. Репутация Мухаммеда как успешного караванщика снискала ему благосклонность купцов Мекки, и его наняла на службу богатая вдова по имени Хади́джа.
Вскоре Мухаммед женился на Хадидже, и в 25 лет бедный погонщик верблюдов стал одним из самых богатых купцов и уважаемых граждан Мекки.
Хадиджа была 40-летней женщиной с тремя детьми, но несмотря на разницу в возрасте, их брак оказался счастливым. За 20 лет совместной счастливой жизни Хадиджа родила 6 детей, но только любимая дочь Мухаммеда Фа́тима пережила отца и оставила потомство. Следует отметить, что Мухаммед не воспользовался обычаем, чтобы взять себе других жён, пока не умерла его любимая Хадиджа.
После смерти Хадиджи у Мухаммеда было много жён, включая и малолетних (пример Пророка в этом смысле – норма ислама и по сей день), но ни одна из них не оставила ему наследников.
В традиции ислама не передавался из поколения в поколение ни портрет, ни какое-нибудь иное изображение Мухаммеда. Пророк не желал, чтобы его последователи вообще запечатлевали его образ; поэтому до наших дней дошли только устные его описания.
Американский философ-мистик Мэнли Холл (1901–1990 гг.) в своей книге «Адепты. Эзотерическая традиция Востока» приводит такое описание Пророка:
«Мухаммед был сухощав, выше среднего роста, хорошего сложения, широкогрудый. У него была крупная голова с широким внушительным лбом. Из-под изогнутых дугами, сходящихся на переносице бровей смотрели большие чёрные проницательные глаза. У него был орлиный нос и отличные ровные зубы. Выражение лица – печальное и задумчивое, а борода густая и чёрная.
Отличаясь обаятельными манерами, он чаще всего бывал молчалив в обществе, а когда говорил, то по существу».
Будучи караванщиком и общаясь на рыночных площадях в городах Сирии, Ирана и Египта с представителями разных народов и религий, Мухаммед многое узнал об учениях иудаизма и христианства. Однако принято считать, что вплоть до 40-ка лет он оставался преданным и искренним приверженцем верованиям древней Аравии.
Видимо, Мухаммед отличался от окружающих его людей, главным образом, склонностью к мистике и необычайной силой воображения. Ещё с раннего детства у него проявилась тяга к одиночеству, его стали посещать «виде́ния», он начал слышать «голоса». Положение главы торгового дома впоследствии давало ему достаточно времени для молитв и благочестивых размышлений. Он любил это делать, уединяясь в горах, окружающих Мекку, иногда по нескольку дней подряд.
Следуя обычаю, Мухаммед проводил месяц рамадан на горе Джабаль ан-Нур, живя в пещере Хира́ и выполняя аскетические ритуалы. Эта форма уединения включала ночные бдения в молитвах и посты. По возвращении в Мекку он, прежде чем войти в собственный дом, семь раз обходил Каабу, целовал Чёрный Камень и пил воду из Святого источника. Мухаммед начал сомневаться в чистоте и достаточности господствовавшей религии именно во время рамадана.
По мере того как в душе Мухаммеда нарастали смятение и неуверенность, он стал всё чаще возвращаться в пещеру Хира. И именно в пещере Хира на горе Джабаль ан-Нур, ныне известной как Гора Света, произошло нечто особенное, перевернувшее всю его дальнейшую жизнь и судьбу.
Мухаммеду было уже около 40-ка лет, когда во время очередного бдения в пещере перед ним предстал во всём великолепии архангел Джабраил (библейский Гавриил), который продемонстрировал ему некий текст, загоревшийся на стенах пещеры, и приказал ему прочесть его. Однако Мухаммед отказался это сделать, сказав, что он неграмотен, но Посланец Бога продолжал настаивать, и Мухаммед, к своему изумлению, узрел смысл написанных слов.
Архангел объявил Мухаммеда истинным Пророком живого Бога, Аллаха, и терпеливо заставил его несколько раз повторить весь текст, чтобы он сумел его запомнить и в точности передать остальным людям. Таким образом появилось первое откровение, позднее записанное в виде суры книги, известной ныне как Коран. С этого самого момента жизнь Мухаммеда уже не принадлежала ему одному.
После этих мистических переживаний Мухаммед поспешил домой и рассказал о случившемся своей жене Хадидже. Он был в замешательстве и тревожился, не злой ли дух древней языческой веры пытался обмануть его.
Хадиджа всегда была для мужа источником мужества и вдохновения. Она напомнила ему, что он всегда был добродетельным и достойным человеком, что его побуждения были чисты и благочестивы и что у него нет никаких оснований предполагать, будто силы зла могут иметь хоть какую-нибудь власть над ним.
Чтобы ещё больше укрепить Мухаммеда в вере и придать ему уверенности в себе, Хадиджа отвела его к своему двоюродному брату Ва́раке ибн Навфалю, мудрость которого почитали повсюду. Варака был человеком с большими познаниями в философии, астрологии и с эзотерическими интересами. Варака ибн Навфаль упоминается как первый переводчик на арабский язык разделов Ветхого и Нового Завета. После женитьбы на Хадидже Мухаммед попал под его влияние.
Варака подтвердил, что Муххамеду был передан великий закон, похожий на закон Моисея, и объявил, что виде́ние Мухаммеда указывает на то, что ему предназначена великая миссия среди его народа и что он, Варака, безоговорочно верит в него и хочет помогать, но сожалеет, что не доживёт до того дня, когда свершится сужденное.
Эта поддержка близких и людей, осведомлённых о таких таинствах, была величайшим утешением для Мухаммеда. Хадиджа первой в его доме приняла учение и считается первой мусульманкой и матерью правоверных.
Известно, что Мухаммед провёл 7 лет в подготовке к своему пастырству. Длительные бдения не только вредили его здоровью, но и вызывали обмороки, которые мусульманские мистики почитали экстатическими трансами. Подобное случалось и с Данте, и со святым Франциском Ассизским. Большинство сур (разделов Корана) было получено во время пребывания Пророка в таком состоянии, похожем на транс.
Эти приступы часто случались без всяких предвестников. Пребывая в этом странном состоянии, он, как правило, разговаривал, и его слова либо записывались, либо запоминались узким кругом преданных друзей. Именно так и была получена значительная часть Корана. Впоследствии Мухаммед говорил своему ближайшему сподвижнику Абу Бакру, что каждый седой волос в его бороде соответствует суре Корана.
Мухаммед настаивал, чтобы с ним обращались, как с обыкновенным человеком, хотя роль посланника Аллаха придавала ему особое значение. Пророк всеми доступными средствами противился созданию вокруг него романтического ореола. Он не творил чудес, не претендовал на обладание сверхъестественными силами и настойчиво утверждал, что, как и все остальные люди, подвержен слабостям ума, души и тела. Ему хотелось, чтобы его уважали за единственную добродетель – искренность намерений.
Под стать Пророку были и первые его последователи, среди которых оказались Хадиджа, двоюродный брат Али, женившийся на дочери Мухаммеда Фатиме, купец Абу Бакр, Омар и некоторые другие, менее известные деятели раннего ислама. Все они уверовали в божественность Пророка и поддерживали его.
Круг новообращённых расширялся, включая в себя сплочённое ядро людей, хорошо известных своими высокими моральными качествами и респектабельностью. Пророку через откровение было приказано проповедовать ислам публично.
Несколько лет Мухаммед проповедовал веру, которая была смесью старых верований арабов, иудаизма, христианства и его собственных реформистских идей. За эти годы к нему примкнула немногочисленная группа последователей, которых он посвящал в свою религию, получившую от него название ИСЛАМ, что означает «подчинение» – подчинение повелениям Аллаха. Своих последователей Мухаммед называл мусульманами, что означает «истинно верующие» или «правоверные».
Забегая вперёд следует сказать, что, согласно мусульманской доктрине, люди не исповедующие ислам, являются «неверными». Но среди них иудеи и христиане выделяются особо как «люди Писания». Коран учит, что иудеи и христиане верят в того же единого Бога, Аллаха, что и правоверные.
Аллах уже им посылал своих посланников – Моисея (по-арабски Муса) и Иисуса (по-арабски Иса), которые несли людям Слово Божие. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, своего последнего Пророка, с Божьим Словом – Кораном. Это была своего рода последняя попытка наставить людей на правильный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и суд, когда всем людям воздастся по их делам, и они попадут в рай или в ад. Эти основы религии знает всякий правоверный – как образованный, так и неграмотный.
Через 4 года численность группы превысила 40 человек. Привлекая к себе сторонников, Мухаммед нападал на языческие культы с их идолами-мегалитами. Растущий престиж Мухаммеда вызывал страх и беспокойство у жителей Мекки, которые получали изрядную прибыль от господствовавшего в городе язычества. Поэтому они решили нарушить древнюю традицию, запрещающую проливать кровь в Святом городе, и покончить с угрозой установления ислама, убив Пророка. Однако Мухаммед в откровении получил предупреждение и приказ Аллаха бежать из Мекки.
53-летний Мухаммед и его спутники бежали из Мекки в Ясриб. Это был важный год в его жизни и истории религии, которую он основал. До времени своего побега Мухаммед был Пророком новой религии. После бегства из Мекки он стал основателем её «церкви».
В Мекке Мухаммед подвергался насмешкам и жестоким преследованиям, в Ясрибе его приняли с распростёртыми объятиями и провозгласили правителем города. Даже название города было изменено с Ясриб на Меди́на, что означает «Город Пророка».
Побег Мухаммеда в Медину называется «хи́джра», что дословно означает «переселение». Написанное с большой буквы, это слово обозначает начало мусульманской эры. Христиане исчисляют время от Рождества Христова (Р.Х.). Последователи ислама ведут отсчёт времени от года Хиджры (г.Х.). (Мухаммед добрался до Медины в 622 г.от Р.Х., или в 1 г.Х.). В исламе год исчисляется по лунному календарю и на 10–11 дней короче года по солнечному календарю.
В Медине Мухаммед собрал вокруг себя своих верных последователей и начал совершенствовать свою религию. Был сооружён молитвенный дом, куда все созывались особым «вещателем», чтобы вместе совершать общее моление под руководством имама (в то время им был сам Мухаммед). Таким путём любящие личную свободу арабы приучались к порядку и дисциплине.
Мединская община мусульман выработала свой устав, организационные формы, первые законы и предписания в области не только ритуала и культа, но также и норм повседневной жизни. При этом были учтены культурные традиции арабов – многожёнство, подчинённое положение женщины, чёткое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового люда, и т.п. Древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено священным для мусульман.
После хиджры могущество Мухаммеда быстро крепло. Вскоре влиянию исламской общины в Медине подчинилась почти вся южная и западная Аравия. Теперь Пророк уже хотел изменить психологию и поведение всех арабов. Где убеждением, а где и силой последователи Мухаммеда добивались своего. Дольше всех держалась Мекка, хотя мусульманские отряды, воодушевлённые идеей борьбы за веру, грабили её караваны и наносили ей один чувствительный удар за другим. Наиболее дальновидные из жителей Мекки стали переходить на сторону Пророка. Дни независимой Мекки были сочтены.
Через 8 лет после бегства из родного города, Мухаммед начал поход на Мекку во главе 10-ти тысяч Божьих избранников, рассчитывая на бескровную победу над своими врагами. В 630 году он торжественно вступил в этот город. Теперь уже власти Мекки не только приняли его, но и склонились перед ним. Приняв ислам, они быстро заняли видные места среди ближайших последователей Пророка.
Мекка официально была объявлена священной столицей ислама. Но Мухаммед не стал жить в ней, а вернулся в Медину.
Мухаммед старел. Поступь уже была не столь энергичной. Его стало подводить зрение. Движения замедлились. Но его честолюбивые замыслы не стали меньше. Как признанный вождь и Пророк Аравии он стал мечтать о Всемирной империи, в которой царит ислам.
С той же энергией, с какой организовывал свою армию в Медине, он начал посылать миссионеров распространять своё учение в иные страны и даже отправил сообщение римскому императору с призывом принять ислам.
Тем, кто был готов принять ислам добровольно, Мухаммед давал своё благословение. Тем, кто отвергал, угрожал мечом. Его армии пронеслись по окрестностям. Через 3 года Мухаммед правил уже всей Аравией и многими соседними племенами.
В это время идолопоклонничество было искоренено, а вера в единого Бога прочно поселилась в сердцах людей. Пьянство и азартные игры, которые были распространены в годы юности Мухаммеда, за короткое время его правления стали непопулярны благодаря его учению.
Непосредственное общение с ангельскими силами не мешало Мухаммеду оставаться одновременно реалистичным и дальновидным политиком, религиозным и государственным лидером и военным стратегом. Как пишет один восхищённый поклонник-мусульманин, «Мухаммед был религиозным учителем, социальным реформатором, нравственным наставником, политическим мыслителем, военным гением, административным титаном, преданным другом, прекрасным компаньоном, верным мужем, любящим отцом в одном лице».
Спустя 2 года, в 632 году, Мухаммед возглавил то, что было названо «прощальным паломничеством». В последний раз он ехал во главе правоверных на своём огромном чёрном верблюде. В нём было сильно предчувствие смерти, и самым заветным его желанием было сделать это паломничество идеальным образцом хаджа для бесчисленных последователей ислама последующих веков.
В том же году Мухаммед почил и был похоронен в Медине.
Мухаммед заложил основы новой религии, которые и сохранились в неизменном виде, несмотря на всё позднейшее развитие ислама, вплоть до наших дней. Он не был глубоко оригинальным мыслителем. Как основатель новой религии он явно уступал в этом плане другим (Будде, Лао-цзы, Конфуцию, Иисусу) в силе и глубине интеллектуального потенциала. Значимость личности и проповеди Мухаммеда в ином: именно он сумел извлечь из всех знакомых ему религий то главное, что в конкретных условиях Аравии начала 7-го века было так необходимо, – призыв арабов к сплочению под знамёнами единого Бога, Аллаха. Этот-то призыв и создал импульс невиданной силы.
Ввиду невиданных достижений Мухаммеда неудивительно, что некоторые мусульмане называют свою религию «магометанством» (от ранее принятой формы записи имени Пророка – Магомет). Для мусульман, в том числе и в современном мире, он остаётся идейной фигурой исключительного значения. Его авторитет как предводителя и носителя истины непререкаем.