Кришна
Победа арийцев над первобытными племенами Индостана вызвала к жизни одну из самых блестящих цивилизаций, какие известны миру. Реки Инд, Ганг и их притоки были свидетелями появления великих царств и необъятных городов. Эпические повествования «Махабхараты» и народная космогония «Пуран», которые заключают в себе древнейшие предания Индии, передают в ослепительных чертах царственную роскошь, героическое величие и рыцарский дух этих отдалённых веков.
Победители Арийцы, светловолосые и голубоглазые, отличавшиеся чистотой своей расы, встретились в Индии с племенами со смешанными, низшими расами, в которых желтый и красный тип скрещивался в самых разнообразных оттенках, имея своей основой чёрную расу. Ввиду того, что разделение на касты в первобытную эпоху не было строгим, происходило смешение между всеми этими народами. Чистота расы победителей нарушалась всё более и более с течением веков. И в наши дни заметно преобладание арийского типа в высших классах Индии, а чёрной расы – в низших слоях. Большая примесь чёрной расы дала индийцам их особую окраску.
Это отразилось в религиозной истории Индии. Древнейшие предания говорят о династии солнечной и о династии лунной. Цари из первой династии вели своё происхождение от Солнца; вторые называли себя сынами Луны. Но этот символический язык скрывал две противоположные религиозные идеи и означал, что эти династии принадлежат к двум различным культам.
Солнечный культ приписывал вселенскому Богу мужское начало. Вокруг него соединялось всё наиболее чистое из ведических преданий: наука священного огня и молитвы, эзотерическое понятие о верховном Боге, уважение к женщине и культ предков; в основе же царской власти лежало выборное и патриархальное начало.
Культ лунный приписывал Божеству женское начало, под знаменем которого религии во все века обоготворяли Природу – слепую, непостоянную, в её наиболее бурных и страшных проявлениях. Этот культ склонялся к идолопоклонству и к чёрной магии. Он благоприятствовал многожёнству и тирании, опирающейся на низменные страсти.
Борьба между сынами Солнца и сынами Луны составляет предмет древнеиндийской эпопеи «Махабхарата», которая представляет нечто вроде краткого изложения истории арийской Индии до учреждения брахманизма. Эта борьба изобилует ожесточёнными битвами и странными бесконечными приключениями.
Образ великого религиозного Учителя Индии Кришны, появившегося в конце 4-го тысячелетия до н.э., запечатлён в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». Он описан там как 8-ое воплощение бога Вишну.
В эпической поэме говорится, что, получив посвящение, Кришна, сидя под кедрами священной горы Меру, начал проповедовать истины, недоступные для людей, живущих в рабстве у своей чувственной природы. Он открывал им тайны бессмертия Души, её неоднократных перевоплощений на Земле и её мистического соединения с Богом. Излагая своё Учение, Кришна постепенно подготавливал своих учеников к восприятию высоких истин, раскрывшихся перед его духовным взором в минуту просветления.
Значение Кришны оказалось воистину вселенским, так как его Учение заключало в себе идеи, лежащие в основе всех последующих религий и их эзотеризма.
Следует подчеркнуть, что великая мысль о том, что в сознании человека Бог, Истина, Красота и Добро раскрываются путём любви и жертвы, появляется в первый раз именно у Кришны. Кришна внёс эту идею в древний мир, а через Иисуса её свет засиял по всей Земле.
Среди религиозного и племенного хаоса, царившего в первобытной Индии с её естественными культами, Кришна явился великим реформатором, который принёс чистую арийскую религию с идеей Троицы и божественного Глагола, и таким образом дал Индии её религиозную душу, её национальный характер и её окончательную организацию.