ХРИСТИАНСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Пришествие Христа является центральным местом, пламенным очагом истории. Оно означает крутой поворот, смену ориентиров, новый и колоссальный импульс. Это было критическое время. Греческий декаданс (начало конца) и особенно императорские оргии Рима являют собой представление, одновременно грандиозное и отвратительное, это шествие античного человека в разврат и жестокость, фатальный ущерб всех великих движений истории.

Греко-латинский мир со своим стремительным упадком определил наиболее глубокое схождение Духа в Материю в течение человеческой эволюции. Чтобы осуществить своё предназначение, человечеству был необходим потрясающий поворот, подъём к вершинам Души. Но для этого нужна была новая религия, более влиятельная, чем предшествующая, способная поднять отяжелевшие массы и взволновать человека до сокровенных глубин бытия. Христианство должно было дать человеку и всему человечеству непосредственное сознание их небесного Истока и Божественной цели.

То, что мы сегодня именуем западной цивилизацией, является, в первую очередь, продуктом христианского миропонимания. На сегодняшний день христианство – самая распространённая религия в мире. Сотни миллионов её последователей во всех странах – живое подтверждение того, что это действительно великая религия, в которой находят ответы на вечные вопросы как скептики, так и глубоко верующие люди.

 

Обширные источники изучения раннего христианства подразделяются на две большие группы: христианские, среди которых различают канонические произведения Нового Завета, неканонические сочинения, а также произведения раннехристианских авторов, и не христианские.

Среди канонических сочинений важнейшими являются 4 Евангелия, рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа (само слово «Евангелие» переводится с греческого как «благая весть»). Евангелия, Деяния апостолов, автором которых считается евангелист Лука, Апокалипсис, приписываемый евангелисту Иоанну, а также послания апостолов, первых последователей Христа, церковь называет боговдохновенными и каждое их слово рассматривает как абсолютную истину. Все эти сочинения составляют христианский Новый Завет. Он был создан в течение относительно короткого промежутка времени, если сравнивать со сроками написания Ветхого Завета.

Несмотря на множество неточностей и непонятных мест, эта группа источников является очень ценной. По-видимому, беседы и речи Христа, упоминаемые в Евангелиях, были искажены в силу непрочной памяти или при переводах и переписке. Но это затрагивает частности, а не сущность. В главных чертах Евангелия согласуются достаточно хорошо, непротиворечиво рисуя портрет Иисуса.

Христиане рассматривали себя в качестве законных наследников религии древних израильтян. Именно поэтому они признают и Ветхий Завет, и Новый Завет, называя их единым целым, что и составляет христианскую Библию. Эта Священная книга, а если точнее, книги принимаются христианами как единая целостность, последовательно раскрывающая не только деяния Бога, но и Его мысли и волю.

В теории все христиане признают авторитет Библии, но на практике их мнения расходятся. Сегодня, в то время как евангельское христианство принимает Библию в качестве верховного руководства, более либеральное протестанство всё чаще подвергает сомнению её важность. В то же время среди католиков и православных в последнее время наблюдается возрастание интереса к Священной книге христиан.

Любая вера, считающая себя христианской, должна основываться на Библии, поэтому её переводу на разные языки христианская церковь уделяет много внимания. Целые группы переводчиков работают в разных уголках земного шара, чтобы сделать Библию доступной на родном языке даже самым небольшим народам и этническим группам.

Неканонические сочинения не считаются боговдохновлёнными, но тоже признаются церковью. Из дошедших до нас наибольший интерес представляет «Учение 12-ти апостолов», или «Дидахе», описывающее ранний период существования христианства.

К третьей группе относятся сочинения Отцов церкви и так называемых апологетов – защитников христианства от его литературных врагов. Наиболее ценными являются свидетельства Климента Александрийского ( 2–3 века), Оригена (3-ий век), Евсевия Кесарийского (4-ый век) и других.

 

Христианство – наиболее распространённая и одна из самых развитых мировых религиозных систем. И хотя оно встречается на всех континентах, а в Европе, Америке и Австралии абсолютно господствует, это прежде всего религия Запада. Это как раз та религия, которая характерна именно для западного мира.

Христианство сыграло большую роль в становлении европейской культуры. Оно оказало большое влияние на характер и формы культуры, на образ мышления и систему ценностей европейцев, на нормы быта и морали.

Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование культа обожествлённого Христа. Лучшее, что создало европейское зодчество – церковная архитектура, – призвано было прославлять величие Бога и церкви. Музыка в храме (фуги и хоралы Баха), равно как и церковный хор в православных богослужениях, не могли не оказывать своего влияния на музыкальную культуру народов. Церковная музыка и пение были тесно связаны с народной культурой, а всё созданное под воздействием христианской церкви, наполненное торжественным благолепием, служило для прославления божественного, для укрепления веры.

Немалую роль в истории мировой культуры сыграло миссионерское движение христиан как обращением в христианство местных народов, так и распространением некоторых достижений европейской цивилизации.

В целом христианство в лице различных церквей и сект является ныне едва ли не наиболее распространённой мировой религией. Треть населения Земли называют себя христианами. Новый Завет переведён более чем на 3000 языков. Христианство доминирует в Европе и Америке, имеет весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии.

Христиане составляют бо́льшую часть населения приблизительно 120-ти стран от Беларуси и Канады до Замбии и Зимбабве. В США насчитывается приблизительно 247 млн. христиан, на втором месте стоит Бразилия (170 млн.), затем Россия (115 млн.), Китай (101 млн.) и Мексика (99 млн.).

 

Хотя Иисус проповедовал в Иудее и прежде всего был пророком для евреев, его учения не носили иудейский характер. В них, безусловно, присутствовали зачатки иудаизма точно так же, как и некоторые элементы египетских и греческих доктрин. Проявляя необычайную терпимость, свидетельствующую о великодушии и понимании, Иисус призывал всех людей следовать высшему критерию совершенства, настраивать свой ум на духовные дела, ставить проблемы духа выше проблем тела. Но нынешнее состояние христианского мира показывает, что ему явно и в ужасающей степени недостаёт тех добродетелей, которым учил Иисус.

Иисус Христос утверждал, что люди, объявляющие себя Его приверженцами, должны делать Его дело, то есть жить в соответствии с теми истинами, которые Он проповедовал.

Однако христианское общество основано отнюдь не на христианской морали. Иисус Христос учил: «Любите друг друга». Но христианское общество расколото, христианские нации не любят друг друга, точно так же не любят друг друга и христианские течения и секты.

Считается, будто церковь наделена особым правом спасать человека несмотря на то, что́ он собой представляет. Это наносит серьёзный вред. Судьба человека зависит от того, что́ он собой представляет. Чтобы спасти свою Душу, человек должен сам сознательно стремиться к совершенствованию, путь к которому показал Иисус.

На свете нет другого такого великого Учителя, чьи доктрины были бы так неверно истолкованы и со временем искажены. Гёте сказал: «Вся история церкви – это путаница ошибок и результат стремления к власти». В подлинном же учении Иисуса изложена одна простая истина: человек должен знать древнюю доктрину, данную человечеству Богом, и следовать ей в повседневной жизни.

 

Назад Вперед