Семья Рерихов. Их духовная жизнь

9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было стать легендой ещё при жизни. Николай Константинович Рерих (1874–1947) – мастер живописи, путешественник, археолог, писатель, известный педагог и общественный деятель, философ, он был на редкость разносторонней личностью.

Отец Николая, Константин Фёдорович Рерих, был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать, Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи.

С детских лет Николай Рерих увлекался живописью, археологией, историей; его привлекало богатое культурное наследие России и Востока.

Он одновременно закончил обучение на юридическом факультете Петербургского университета (в угоду отцу нотариусу) и в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств.

Его дипломную картину «Гонец» приобрёл П.М.Третьяков. Её высоко оценили известный критик В.В.Стасов и великий Лев Толстой. Духовным напутствием для Николая стали слова святого отца Иоанна Кронштадского, часто посещавшего дом родителей Рериха: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться!».

Уже в студенческие годы Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки и стал членом Русского археологического общества, а в дальнейшем сотрудничал с Петербургским Археологическим институтом.

 

Елена Ивановна Рерих (1879–1955) родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье академика архитектуры Ивана Ивановича Шапошникова. Её мать, Екатерина Васильевна Шапошникова, принадлежала старинному роду Голенищевых-Кутузовых, была двоюродной правнучкой полководца М.И.Кутузова.

Окружение родителей Елены составляли писатели, музыканты, художники. Под их влиянием девочка рано увлеклась искусством, музыкой, философской литературой и религией. Она получила блестящее образование, знала несколько иностранных языков, занималась живописью, была одарённой пианисткой. С юных лет её привлекала к себе индийская философия.

 

В 1899 году Николай Рерих познакомился с Еленой Шапошниковой. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди обвенчались. Елена Ивановна  стала для Рериха верной спутницей и вдохновительницей. Всю свою жизнь они пройдут вместе, духовно и творчески дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича.

В 1902 году у них родился сын Юрий Николаевич Рерих (1902–1960), который с ранних лет проявил необыкновенную способность к языкам. Получив начальное образование в Петербурге, он затем продолжал его в Лондонском университете, Гарварде и Сорбоне. Юрий пошёл по стопам матери, став блестящим учёным-востоковедом, исследователем Учения Агни Йоги.

В 1904 году родился второй сын, Святослав Николаевич Рерих (1904–1993). Унаследовав от отца талант художника, он рано начал рисовать, заниматься лепкой, помогал отцу готовить краски. Свои первые уроки рисования Святослав получил от отца. Мальчик проявлял живой интерес к насекомым, птицам и животным, к минералам. Святослав изучал архитектуру в Королевской академии искусств в Лондоне, в Колумбийском университете, а затем в Гарварде, в то же время занимаясь живописью. Он пошёл по стопам отца: покорив холст красочными пейзажами и чувственными портретами, стал известным художником и общественным деятелем.

 

Махатмы проявляли заботу и внимание ко всем членам семьи Рерихов с самого их детства, видя в них своих будущих сотрудников.

Во время детских заболеваний простудного характера Елена видела, как к ней приходили в астрале два индуса, Учителя Мория и Кут Хуми, которые спасали девочку от опасности, вызванной чрезмерно высокой температурой. Период её юности и первые годы замужества сопровождались Указаниями на правильные решения, которые, таким образом, руководили всей её жизнью, как внутренней, так и внешней. Указания эти приходили во снах, реже на слух.

Учителя не оставляли без своего внимания и сыновей Рерихов. С первых дней становления братьев как личностей, во время их взросления, Махатмы постоянно общались с ними.

Юрию ставили задачи на будущее: «Много будешь работать на пользу людям! Много потрудишься на дело духовное! Ты будешь большим учёным!».

Уже тогда Учителя, зная его предназначение, ставили перед ним задачи по изучению языков и каких именно:

«Много будешь работать на пользу людям! Пройдёшь испытания. Персидский язык изучай, твори! Помни и ожидай дело единое. Памиром занимайся. Учи китайский. Изучай психологию явлений и Таинств. Начни учить бенгальский разговорный язык. Учи Санскрит.» «России донеси обновлённый дух!».

Однако юношеский максимализм мешал Юрию поверить в реальность существования Махатм, мешал принятию Учения и Тайной Доктрины. Владыка даже называл его «ручным ворчуном». Но терпение Учителя и мужество Елены Ивановны в трудном деле становления духовной личности помогли всё это преодолеть.

Достаточно сложным был опыт внутренней духовной жизни и становления на этом пути и у младшего сына Рерихов Святослава.

Оставленный один в Америке для учёбы Святослав окунулся в бурный водоворот жизни, ему всё было интересно, хотелось всё попробовать. Он увлёкся игрой на бирже, скачками, лёгким добыванием денег. Вывести из этой ситуации помогла первая поездка всей семьи в Индию, где знакомство с достопримечательностями, изучение искусства, активное занятие живописью коренным образом изменили Святослава. По его возвращении через год в Америку многолетняя сотрудница Рерихов Зинаида Фосдик отмечала, что он стал «добрейшая душа, умница, с тонким юмором, работает с утра до вечера, ко всем ласковый и всех и всё любит, сильно пошёл в отца».

С 1924 по 1928 годы Святослав оставался один в Америке, получая образование, поэтому Елена Ивановна очень беспокоилась за него. Владыка Мория успокаивал её: «Урусвати (так Учителя называли Елену Ивановну) может быть спокойна – нянькой буду». И действительно, судя по записям, очень много энергии направлял Владыка на Святослава, заботясь о духовном росте юноши. На беспокойство Елены Ивановны он неизменно отвечал: «Не беспокойся, охраняю, учу, протягиваю щит, Руку помощи». Владыка всегда верил в духовный потенциал Святослава и его преданность делу. Он предсказал ему: «Явление художника суждено тебе». По указанию Владыки Святославом была написана композиция восточных фресок.

 

С самых ранних лет Елена Ивановна Рерих проявляла необычные способности: ясновидение, яснослышание. Девочка заранее знала обо всём, что должно было произойти в её жизни и в жизни её семьи. Она предвидела будущее, предсказывая все значительные и незначительные события: пожары в доме, болезни и смерть родственников, даже отмену её уроков. Когда же девочка подросла, её предвидения и вещие сны, видения стали касаться жизни не только её семьи, но и всей страны – политических событий будущего, которые не были известны никаким, даже самым проницательным, государственным деятелям. В своих видениях Елена предвидела начало Первой и Второй мировых войн, территориальные изменения карты Европы, вызванные этими войнами, Октябрьскую революцию в России…

С ранних лет в сознании Елены появилась мысль о том, что где-то на Земле есть Учитель Света и Знания. Всё её существо потянулось к Нему, ей захотелось встретится с Ним, увидеть Его воочию, узнать от Него ответы на вопросы, на которые никто из обычных людей не мог ей ответить.

Загадочной личностью, одарённой необычными духовными способностями –ясновидением, даром пророчества – был и Николай Константинович Рерих. Дар предвидения будущего отразился в сюжетах его картин. Кроме того многие полотна художника были созданы на основе пророческих снов и видений Елены Ивановны. Супруги вместе создавали шедевры – на некоторых картинах Николая Константиновича указано двойное авторство.

Перед началом Первой мировой войны Н.К.Рерих создал серию полотен, предсказывающих события будущего. То же происходило и перед началом Великой Отечественной войны. Политические события в мире Рерихи предвидели точнее, чем самые опытные политики тех времён.

 

Невозможно описать жизнь этой необычной семьи по канве внешних событий, это, прежде всего, жизнь духовная. Поэтому именно о ней сначала и пойдёт речь.

Интерес к духовному самопознанию, стремление к самосовершенствованию привели супругов Рерих к изучению эзотерической философии. Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р.Тагора, вместе они изучали Упанишады.

В семье Рерихов началось увлечение Востоком. Они пришли к заключению, что философия и культура стран Востока содержат знания, которые, как они надеялись, могут предотвратить надвигающуюся мировую катастрофу. Пройдя самостоятельно уникальную школу познания мира духовной реальности, Рерихи мечтали о личной встрече и постоянном общении с Великими Учителями – Махатмами, о более близком знакомстве с духовной культурой Востока. Супруги всё больше погружались в изучение Индии и Тибета. Их особое внимание привлекла легенда о таинственной Шамбале – месте, где веками хранились древние знания о Человеке и тайнах Мироздания. Теперь мечтой семьи Рерих стало путешествие в Шамбалу.

 

Передовая наука уже при жизни Рерихов интересовалась сложной природой человека. Существовали Британское Общество Психических Исследований (БОПИ) в Европе, Американское (АОПИ) в США. Серьёзные учёные изучали различные спиритические и оккультные феномены. Елена и Николай Рерихи живо интересовались всем, что имело отношение к миру духовному, тем более что этот мир начал проявляться в их собственной жизни с ранних лет.

Биограф Рерихов П.Ф.Беликов в своей книге «Рерих. Опыт духовной биографии» описывает такой случай:

«Примерно между 1907 и 1909 годами Елена Ивановна имела видение, потрясшее всё её существо. Вечером она осталась одна (Н.К. был на каком-то совещании) и рано легла спать. Проснулась внезапно от очень яркого света и увидела в своей спальне, озарённую ярким сиянием, фигуру Человека с необыкновенно красивым лицом.

Всё вокруг было насыщено такими сильными вибрациями, что первой мыслью Елены Ивановны была мысль о смерти. Она подумала о маленьких детях, которые спали рядом в комнате, о том, что перед смертью не успела сделать нужных распоряжений. Однако вскоре мысль о смерти отступила, заменилась необычным, ни с чем не сравнимым ощущением – Присутствием Высшей Силы. Так состоялось Посещение Учителем Елены Ивановны, которое, несомненно, многое для неё открыло».

В светской среде Петербурга было распространено модное увлечение спиритическими опытами с верчением стола, подразумевавшими в оккультно-мистической практике контакт с некоторым духом, в которых Николай Рерих участвовал с 1900 года. На них приглашались друзья и высокопоставленные сановники.

В 1920 году в Лондоне Рерихи возобновили спиритические сеансы, которые теперь проводились прямо в их доме. На этих сеансах они общались с духом Аллал Минга, которого считали своим Учителем. Осваивался метод «автоматического письма», то есть бессознательного фиксирования на бумаге информации, получаемой в состоянии транса, или медитации. Н.К.Рерих путём «автоматического письма» нарисовал карандашный портрет этого незримого Учителя.

Теперь уже вся семья Рерихов была увлечена спиритическими сеансами, которые становились очень частыми и долгими. Отказавшись от сообщений с помощью верчения стола, они перешли к приёму информации с использованием «автоматического письма» и яснослышания. Непосредственные записи методом «автоматического письма» делал главным образом Н.К.Рерих и отчасти Юрий.

В 1920 году Н.К.Рерих записал методом «автоматического письма» множество посланий от Учителя, избранные места из которых составили книгу «Листы Сада Мории. Зов». Она стала первым томом серии «Учение Живой Этики, или Агни Йога». Елена Рерих говорила, что и статья мужа «О свободе передвижения предметов искусства» (1924 г.) была ему «передана автоматическим письмом».

Н.К.Рерих и его сыновья практиковали и для рисования метод «автоматического письма», основанный на фиксации подсознательных образов в состоянии медитации. Уникальные «автоматические рисунки» Николая и Святослава Рерихов были известны только по фотографиям и долгие годы хранились где-то в архивах Музея Н.Рериха в Нью-Йорке. Серия карандашных портретов, написанных в состоянии «автоматического письма», изображала восточных Учителей: Будду, Лао-цзы, Учителя Рерихов Аллал-Минга, Сестру Ориола и других. Позднее рисунки случайно обнаружил сотрудник Государственного музея Востока Дм.Попов, и они стали известны миру.

Елена Ивановна только мечтала овладеть этим методом духообщения, полагая, что таким путём могут быть получены истинные сообщения от Владык, но уверяла, что она «никогда автоматически не писала».

Однако Елена Ивановна обладала способностью «ясно слышать» своего Учителя и в 1923 году в Индии она принимает у мужа «эстафету» записи духовных посланий и наставлений Учителя, которые меняют свой обобщённый духовно-поэтический характер на более содержательный и наставительно прикладной. Она ведёт постоянный «дневник» этих записей, из которых начинают один за другим складываться сборники избранных фрагментов, составивших за два десятилетия серию из 14-ти томов, известных человечеству как Агни Йога, или Живая Этика. Такая работа в творческом сотрудничестве с Учителем продолжалась 20 лет (1923–1938).

После переезда семьи Рерихов в Америку в спиритических сеансах участвовал ближайший круг их друзей и сотрудников. В Кембридже вокруг Юрия собралась группа молодых людей, которые вместе проводили сеансы общения с Учителем Аллал Минг, диктовавшим им духовные послания. Сомнения Юрия рассеивались, и он всё больше убеждался в истинности связи с Учителем. Целый ряд совпадений, происходивших после получения указаний на сеансе, удивляли, подтверждали факты и заставляли поверить, убедиться в истинности канала связи с Учителем. Шла постоянная духовная работа, которая вырабатывала дисциплину духа.

Позже записи кружка были использованы при подготовке издания Агни Йоги, в частности её томов «Зов» и «Озарение».

Дух Учителя Аллал Минга раскрыл им своё настоящее имя – Махатма Мория. Он продолжал опекать всех четверых Рерихов и членов их круга, посылая им указы и советы как, когда и что делать.

В октябре 1923 года в Париже Рерихи получили посылку от Махатмы Мории – деревянный ящик, в котором находился ларец со священным Камнем Чинтамани. Камень должен был помочь Рерихам осуществить План Владык. Через него Рерихи находились в постоянном контакте с гималайскими Братьями.

Камень приняла Елена Ивановна и, не расставаясь с ним, постоянно носила его на груди.

После смерти Н.К. и Е.И.Рерих Камень находился у их старшего сына Юрия. Во время визита в СССР в 1960 году его младшего брата Святослава у Юрия Николаевича случился сердечный приступ, и он внезапно скончался. Камень перешёл к Святославу.

С.Н.Рерих носил Камень у себя на груди, как это делала Елена Ивановна. Незадолго до своего ухода в 1993 году Святослав Николаевич Рерих, передавая России наследие Рерихов, передал Камень учёному-индологу Людмиле Васильевне Шапошниковой. Дальнейшая судьба Камня неизвестна.

 

Особо надо отметить тот вклад, который внесли Николай Константинович и Елена Ивановна в развитие и распространение идей теософии. В 1919 году в Лондоне они наладили контакты с членами Теософского Общества и в июле 1920 года вступили в его английское отделение.

Согласно дневникам Е.И.Рерих, для супругов наступила новая жизнь. Они всё настойчивее ищут ответы на вопросы, касающиеся прохождения по духовному пути, всё чаще Великие Учителя выходят с ними на контакт в астрале. Тогда же в Лондоне Рерихи впервые встретили своих Наставников в земном облике, и в реальной земной обстановке состоялся их первый разговор. Общаясь до этого с Учителями на духовном уровне, Рерихи впервые увидели своих духовных Наставников в реальной земной обстановке, как обычных людей во плоти и крови. Эта незабываемая и неожиданная встреча с Махатмами Шамбалы изменила всё. С неё началось непосредственное обучение Рерихов сокровенным знаниям Великими Учителями и постоянное общение Елены Ивановны с Махатмой Морией.

В 1923 году Н.К.Рерих со всей семьёй отправился в Индию и посетил там международный центр Теософского Общества в Адьяре (Мадрас), где основал художественный музей имени Е.П.Блаватской.

В апреле 1925 года Елена Ивановна взялась за перевод с английского на русский язык книги А.Синнетта «Письма Махатм», в которой дано изложение восточных доктрин и истории основания Теософского Общества. Так родилась книга «Чаша Востока», в основе которой лежит обширная выборка из «Писем Махатм».

В 1926 году Елена Ивановна в книге «Основы буддизма» изложила суть фундаментальных понятий учения Будды.

Сложнейший фундаментальный труд Е.П.Блаватской «Тайная Доктрина», данный Учителями веком ранее на английском языке, Россия узнала в переводе Е.И.Рерих. В подлиннике целые абзацы этого объёмного из 2-х томов трактата были даны на разных, чаще всего древних языках. Блестящее владение иностранными языками и глубокое знание философии позволило Елене Ивановне справиться с этой работой за рекордно короткий срок (менее 2-х лет).

Н.Д.Спирина пишет: «Читая эту грандиозную книгу, совершенно не замечаешь, что это перевод. Елена Ивановна не только переводила этот труд, она знала, ЧТО переводила. Ближайшая к Великим Учителям, она несла в себе эти знания и потому естественно и свободно излагала их на русском языке».

Однако главным трудом жизни Е.И.Рерих, который отвечал задачам Теософского Общества, явилось записанное и составленное под руководством Махатм Учение Живой Этики, или Агни Йога – научная, философско-этическая доктрина, имеющая важнейшее значение для нашей планеты и её будущего.

В то время, когда чета Рерихов замерзала в Тибете на высокогорном плато Чангтан у Лхасы (о чём будет рассказано дальше), первые книги Агни Йоги разлетались по всему миру, приобретая многочисленных последователей. В дальнейшем Елена Ивановна получала от них письма с вопросами, на которые охотно отвечала. В своём дневнике она записала: «…пишу длиннейшие письма по вопросам Учения…   Ведь все книги давались на основании моего опыта, и не посвящённым в нашу жизнь многие места не ясны». Она вела обширнейшую переписку с руководителями возникших рериховских обществ и появившимися по всему миру последователями Учения Живой Этики.

Эти письма изучающим Живую Этику занимают в наследии Е.И.Рерих особое место. Если Учение Живой Этики создавалось Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями, то письма являют блестящий образец её индивидуального творчества. Она обладала удивительным даром просветителя. Не упрощая проблемы, Елена Ивановна могла сделать её доступной даже для малоподготовленного человека. Простым и ясным языком она объясняла своим корреспондентам сложнейшие вопросы о месте человека в Мироздании, о влиянии космических законов на человечество, о взаимосвязи Духа и Материи.

Читая эти письма, поражаешься не только глубокому знанию древних философских систем, трудов восточных и европейских мыслителей, но и её собственному широкому, ясному пониманию основ Бытия. По сути письма Е.И.Рерих представляют собой комментарии и объяснения наиболее сложных вопросов Теософии и Учения Агни Йога. Поэтому они являются необходимой и составной частью самой Живой Этики.

Елена Ивановна вела переписку более чем со 140 корреспондентами. География писем охватывает несколько континентов, много стран. Среди адресатов – друзья, ученики, деятели культуры, политические лидеры и многочисленные общества имени Рериха во всех странах.

К 1940 году Елена Ивановна дала согласие на выход в свет избранных мест из этих писем, старательно подобранных её учениками, в двухтомнике «Письма Елены Рерих».

В 1929 году в Париже была издана книга «Криптограммы Востока», которая содержит апокрифические сказания, легенды и притчи Великих подвижников и Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, правителя Индии Акбара, Сергия Радонежского. Образу Хранителя и Заступника земли русской Елена Ивановна посвящает отдельный очерк «Преподобный Сергий Радонежский».

 

Миссия, суждённая Елене Ивановне Рерих, состояла не только в том, чтобы принять от Учителей Шамбалы и передать миру новое духовно-философское учение, но и в том, чтобы применить изложенные в нём знания на практике. Прежде всего это касалось учения йоги о духовной эволюции и методах совершенствования психоэнергетической природы человека. Именно следование этому Учению в своей жизни всей семьи Рерихов перевело их из разряда талантливых, гениальных людей в число деятелей истинно планетарного, космического масштаба.

Согласно учению йоги, духовный потенциал и высшие психические способности человека определяются уровнем раскрытия чакр, или энергетических центров, называемых в Агни Йоге центрами сознания. Е.И.Рерих прошла очень опасный и трудный йогический опыт раскрытия и трансмутации чакр.

Исследование психоэнергетического потенциала человеческого организма авторы Агни Йоги, Махатмы, считали жизненно важной задачей. И Е.И.Рерих как первопроходец должна была не только собрать, систематизировать и прокомментировать весь материал по этой теме, но и применить эти знания на практике собственного духовного опыта. Уникальный эксперимент, состоявший в открытии высших центров сознания самой Е.И.Рерих, был назван её Учителями Огненным Опытом и получил отражение в её дневниковых записях и письмах. О нём следует рассказать отдельно.

Степень открытия и трансмутации чакр, достигнутая Е.И.Рерих, это степень Архата – индивида, стоящего на более высокой ступени космической эволюции, чем всё человечество нашей эпохи. Елена Ивановна стала первопроходцем, на своём личном опыте проложившим для других тот путь духовного преображения, который предстоит пройти всему человечеству при смене космических Эпох на Земле.

Благодаря опыту Е.И.Рерих и её записям этот путь становится доступным для каждого человека. Она рассказала, как лучше идти, что нужно развивать прежде всего, какие встречаются трудности и как их преодолевать.

 

Будучи сотрудниками Шамбалы, Е.И. и Н.К.Рерихи, так же как и Махатмы, обладали способностью перемещаться в астральных телах. Об этом говорят многие случаи из их жизни. Вот один из них из книги Анны Марианис «Аватары Шамбалы».

Однажды Н.К.Рериха в Индии посетила группа альпинистов. Во время беседы с художником они настойчиво допытывались, не поднимался ли он с членами своей экспедиции на Эверест. На одной из картин Н.К.Рериха они обнаружили изображение характерного глетчера, который невозможно было увидеть, не поднявшись на рекордную по тем временам высоту знаменитого пика. А так как последний рекорд по подъёму на ещё не покорённый к тому времени Эверест принадлежал именно их группе, то было понятно их желание узнать, не побит ли их рекорд русским художником и его спутниками.

Н.К.Рерих успокоил спортсменов, сказав, что он и не собирался совершать восхождение на Эверест. Правда, каким образом он объяснил им свою способность видеть находящееся на недоступной для остальных людей высоте – неизвестно.

 

По свидетельству одной из ближайших сотрудниц Рерихов Зинаиды Фосдик, и Елена Ивановна, и Николай Константинович обладали ярко выраженными способностями к духовному целительству, то есть лечению людей посредством передачи им своей духовной энергии. Но Рерихи никогда не афишировали эти способности и применяли их только в особых случаях, как правило, для помощи своим ближайшим сотрудникам.

Назад Вперед