Первые эманации Абсолюта (Логос Вселенной. Дух и Материя)
Как утверждает Тайная Доктрина Востока, зарождение Вселенной в самом начале цикла начинается с выявления двух аспектов Абсолюта: Духа и Материи.
К «Духу» относится любое проявление Сознания. Первой эманацией Абсолютного Сознания (Абсолюта) была Космическая Мыслеоснова, вполне удачно названная Логосом, то есть первым Словом, или Звуком, изданным Абсолютом (первые вибрации Абсолюта). Луч «Вечной Тьмы» пронзает «Зародыш» – точку в Мировом Яйце, представляющую Материю в её абстрактном смысле, и исходит из Яйца Лучом блистающего Света (Логосом), ибо его понимание раскрылось, и он приступает к работе по созданию Вселенной.
«Логос» в переводе означает «Слово». В Библии сказано: «В Начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Инн.1:1). Слово – символ Разума. Только имея в виду эту символику, можно понять начальную строчку Евангелия от Иоанна. Она означает: «В Начале был Разум, и Разум был у Бога, и Разум был Бог». Именно о таком толковании понятия Бог говорится в Библии.
Первая эманация Абсолюта в очередной Манвантаре – Логос Вселенной – является продолжением Сознания Абсолюта, Космическим Разумом. Это Источник и Начало Жизненной Силы и Корень всего индивидуального Сознания. Он снабжает руководящим разумом все Силы Вселенной в обширной задаче Космической Эволюции.
«Материя» – тот аспект Абсолюта, который лежит в основании всех объективных планов Природы и служит строительным материалом. Материя представлена инертной Первозданной Прекосмической Субстанцией, сосуществующей с безбрежным вечным Пространством. Синонимом «Прекосмической Субстанции» служит «Единый Всемирный Элемент». В «Тайной Доктрине» читаем: «Если изучающий запомнит, что существует лишь Единый Всемирный Элемент, бесконечный, нерождённый и неумирающий, и что всё остальное (в феноменальном мире) является лишь бесчисленными и многообразными дифференцированными аспектами и преображениями этого Единого Элемента, то первая и главная трудность исчезнет, и Оккультная Космология может быть усвоена».
Что же представляет собой Первозданная Прекосмическая Субстанция (Единый Всемирный Элемент)? Это абстракция, недоступная конечному уму; скорее «Тень» Материи, её прообраз. На этой стадии Материя являет собой чистый Дух, но тем не менее, эти аспекты Абсолюта противопоставляются друг другу........
Первозданная Прекосмическая Субстанция – это Эфир древних со всеми его таинственными и оккультными свойствами, содержащими в себе зачатки всемирного творения. Это тот Эфир, который был известен древним философам задолго до времен Моисея – Высший Эфир. Все древние народы обожествляли Эфир в его невесомом аспекте и потенции. Они твердо верили, что как духовные прообразы всех вещей, так и их элементы, находятся в беспредельном Эфире, где они зарождаются и куда возвращаются.
Невозможно никакое проявление сознания иначе как через материальную Основу, или Проводник. Дух может влиться в индивидуальность лишь через какую-либо Субстанцию. Сознание развивается как «Я есмь Я» (то есть осознает себя) только через Проводник (Материю), необходимый для средоточия Луча Космического Разума. Поэтому при первом пробуждении Вселенной к жизни через Логоса Вселенной выявляются «Искры» Абсолютного Сознания, которые образуют «Зародыши», называемые монадами. Это самая ранняя и высочайшая стадия в процессе образования Миров. Термин «Монада» применяется как к обширнейшей Солнечной системе, так и к малейшему атому.
Монада есть единственный вечный Принцип, неделимая часть Абсолюта, которая в начале цикла исходит от Логоса Вселенной и поглощается им в конце цикла. Она – первое звено между вечно Неограниченным (то есть Абсолютом) и конечным проявлением. Космическая материя «нарастает» вокруг этих «зародышей» и, проходя через шесть стадий «затвердевания», становится сфероидальной и заканчивает дифференциацию, преображаясь в звезды, планеты и всё сущее на них.......
Дух не может проявиться без Материи. А Материя вне восприятия (вне Сознания, без Духа) лишена смысла, является лишь отвлеченностью. Следовательно, Дух и Материя взаимно зависят друг от друга. Дух слит и переплетен с Материей, к которой он непреодолимо притягивается.
Очевидно, что для существования Проявленной Вселенной, необходимо противоположение Духа и Материи. Но эти две противоположности следует рассматривать не как две независимые реальности, а как два символа или аспекта Единого Абсолюта, составляющие основу проявленного Бытия. Поэтому Проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая является как бы самой сутью её Проявленного Существования.
Для обеспечения единства этих противоположностей (Духа и Материи) во Вселенной имеется то, что их связывает. Это нечто, неизвестное пока умозрению Запада, называется в «Тайной Доктрине» Блаватской Фохатом (Жизненной Силой или Жизненной Энергией). Фохат есть «мост», посредством которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатлеваются на Прекосмической Субстанции как Законы Природы. Это есть динамическая энергия Логоса Вселенной, которую он выявляет как свой аспект. Фохат есть Жизненная Сила, Космическое Электричество, сама Жизнь, «Жизнь, влитая в Изначальную Материю Духом».
Таким образом, от Духа, или Космической Мыслеосновы, происходит наше Сознание. От Прекосмической Субстанции получаются наши семь проводников (тел), в которых это Сознание индивидуализируется и, развиваясь, достигает самосознания, или размышляющего Сознания. Фохат же в его различных проявлениях является таинственным звеном между Разумом и Материей, Животворящим Принципом, электризующим каждый атом к жизни. Как только Жизнь покидает Материю, последняя распадается и возвращается к своему Истоку, то есть Единому Всемирному Элементу.......
Вибрируя в лоне инертной Субстанции, Фохат вызывает её к деятельности и руководит её дифференциациями на всех семи планах Космического Сознания. Таким образом появляется семь «видов» Материи, образующих Семь планов Бытия: атмический, буддхический, каузальный, ментальный, астральный, эфирный и физический. Они различаются по степени плотности, или по частоте вибрации. Их принято нумеровать в порядке повышения уровня вибрации, начиная с Первого, самого плотного, физического плана с низкой частотой (наш видимый земной мир) и заканчивая самым тонким Седьмым Атмическим планом с наивысшей частотой вибрации.
Материя каждого из шести тонких планов относительно однородна, хотя каждый план и состоит из семи подпланов, отличающихся друг от друга частотой вибрации. Судя по всему, Материя атмического и буддхического планов содержит первичные торсионные поля Шипова, а Материя ментального и астрального планов содержит вторичные торсионные поля. Возможно, что каузальный план соотносится с физическим вакуумом. Эфирный план образован плазмой.
Материя физического плана состоит из знакомых нам химических элементов (как известных науке, так и еще не открытых ею).......
В Тайной Доктрине Дух и Материя рассматриваются как взаимно превращаемые потенции. Хотя они и являют единство в своем начале, но, появляясь на плане дифференциации, каждый из них начинает свой эволюционный прогресс в противоположных направлениях – Дух постепенно падает в Материю, а Материя восходит к своему первоначальному состоянию, то есть к чисто духовной Субстанции.
На высшем плане Бытия Материя практически не различима с Духом. Процесс дифференциации по мере её перехода на более плотные планы Бытия известен в Оккультизме как инволюция, «нисхождение Духа в Материю», «Падение в зарождение». Он отражен во многих мифах и легендах, таких как, например, миф об изгнании из Рая Адама и Евы, миф о падшем Ангеле Люцифере и др. В процессе инволюции, нисхождения, Дух становится Материей. В процессе эволюции, восхождения, Материя одухотворяется и становится Духом. В высшем представлении Дух и Материя едины; они слиты. Это первый бинер зарождающейся Вселенной, первая реализация принципа дуальности.......
Конец ознакомительного варианта фрагмента книги