Буддизм в Индии

Буддизм, как и джайнская религия, первоначально был монашеской религией, которая возникла в кругах, принадлежащих к варне кшатриев, для удовлетворения религиозных потребностей просвящённых людей, не бывших брахманами.

Но учение Гаутамы Будды удаляется гораздо дальше от «Вед» и от формы индийского благочестия вообще, чем учение Махавиры.

Во-первых, теория буддизма в главных своих чертах стоит на своём собственном основании. Во-вторых, ещё большее различие заметно с практической стороны – буддизм окончательно порвал с пристрастием индусов к аскетизму, проповедуя Срединный путь умеренности и считая все крайности злом.

Этим объясняется различная судьба обеих, первоначально параллельных религий. Джайнизм, как оставшийся верным индийской сущности, мог спокойно утвердиться в Индии. Но он был там лишь одной из сект среди других сект и очень долго вообще не проникал за пределы страны.

Буддизм, после быстрого расцвета и широкого распространения, сравнительно скоро исчез из Индии, но зато легко проложил себе дорогу вне её и даже возвысился до степени мировой религии.

Подробно о Гаутаме Будде и его учении будет рассказано в главе 11. Здесь же кратко освещена история буддизма в Индии.

Ещё при жизни Гаутамы Будды община его приверженцев состояла из нищенствующих монахов. В этой общине не было централизации, не было главы. Единственная иерархия между братией основывалась на старшинстве и на обладании достоинством святого (архата).

После смерти Гаутамы Будды буддизм превратился в движение в буквальном смысле слова: толпы странствующих монахов и монахинь стали передвигаться по стране, подражая образу жизни Будды. Все без исключения монахи вели скитальческую жизнь. Иногда они странствовали поодиночке, но чаще переходили от города к городу и из деревни в деревню группами, проповедуя учение Будды.

Отношение между буддистами и брахманским индуизмом носило характер крайней терпимости. В течение целых веков буддизм шёл вместе с общим движением индийской жизни. Однако он страдал от внутренних раздоров. Различные монастыри на Цейлоне (Шри-Ланке) и различные школы на севере вели между собой жестокую борьбу.  

Примерно через 100 лет после смерти Гаутамы Будды его последователи разделились на множество сект. Но значение этих сект совершенно стушёвывается перед великим распадением на 3 основных направления: Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна.

В исходном варианте школа Махаяны была гораздо ближе к идеям Будды. Но, с другой стороны, её чрезмерная простота и демократичность неизбежно приводили к неправильному пониманию учения Будды и множеству недоразумений. Поэтому эта школа много раз становилась в резкое противоречие с исконно буддийскими воззрениями.

На 2-ом буддийском «соборе» почти столетие спустя после смерти Будды, в 4-ом веке до н.э., между буддистами произошёл раскол по целому ряду вопросов, в том числе толкованию и соблюдению строгих правил монашеской жизни. Это породило много новых учений и писаний.

В течение последующих 300–400 лет в буддизме появилось около 20-ти школ, представлявших 2 большие группы, которые на рубеже новой эры дали начало основным направлениям буддизма, существующим и поныне: Тхерава́де (Хиная́не) и Махая́не.  Поэтому этот период истории раннего буддизма в Индии часто называют «сектантским периодом».

Будучи странствующим монахом, Будда, скитаясь, проповедовал своё Учение и устно обучал и наставлял своих учеников.

Предание утверждает, что вскоре после ухода Будды в Нирвану произошёл так называемый 1-ый буддийский «собор», когда собрались все его ученики и трое из них на память воспроизвели всё, чему учил Будда, – нормы и правила монашеского общежития, «дисциплинарный устав» сангхи («Виная»), проповеди и поучения Будды («Сутры») и его философское учение, «сверх-Дхарму» («Абхидхарма»). Так возник буддийский канон – «Трипи́така» (на языке пали – «Типи́така»).

В действительности же «Трипитака» складывалась в течение нескольких столетий. Долгое время тексты передавались устно, в соответствии с индийской традицией заучивания священных текстов наизусть. Более, чем через 300 лет после Нирваны Будды, около 80 года до н.э., в связи с возникшей угрозой утраты текстов, «Трипитака» была впервые записана на пальмовых листьях на  языке пали монахами Тхеравады на Шри-Ланке (Цейлоне) под названием «Типитака».

Письменная фиксация Абхидхарма-питаки может рассматриваться как завершающий этап начальной стадии становления собственно буддийской философии. Она ознаменовалась отчётливым выделением отдельных философских школ в едином русле буддийской религиозной идеологии.

Таким образом, к 80-му году до н.э. (год письменной фиксации «Типитаки») завершился «доканонический» этап развития буддизма.

В 4–5 веках н.э. в буддизме Махаяны начало постепенно зарождаться и формироваться новое направление, получившее название «Ваджрая́на».

Ваджраяна («Алмазная Колесница», или  Тантрический буддизм) фактически стала ведущим направлением поздней индийской Махаяны. Это направление может считаться заключительным этапом развития буддизма на своей родине – в Индии, откуда он в качестве ведущего направления перекочевал в Тибет.

Может сложиться впечатление, что исторически стадии развития буддизма в Индии последовательно сменяли друг друга: за школами сектантского периода следовал буддизм Тхеравады, который вытеснила Махаяна, в свою очередь заменённая тантризмом (Ваджраяной). Эта схема верна лишь в том смысле, что перечисленные учения появлялись в указанном порядке. Письменная фиксация канонических текстов, сделавшихся впоследствии опорой Тхеравады, и фиксация специфически махаянских сутр осуществлялась примерно в одно и то же время – на рубеже новой эры, а первые известные науке ваджраянские тексты принято датировать 3-им веком новой эры.

Все эти направления имели общие истоки в религиозной идеологии древнего буддизма, и на всей своей истории сохраняли верность слову Будды. При этом более ранние школы и направления никуда не исчезали с появлением поздних и продолжали сосуществовать с ними.

 

Звёздный час в Индии буддизм пережил при великом императоре Ашоке (304–232 гг. до н.э.), который сделал для буддизма ещё больше, чем император Константин для христианства. Потрясённый в юности кровопролитным сражением, победа в котором была одержана ценой тысячи тысяч жизней, Ашока стал исповедовать буддизм и принялся возводить на полуострове памятники состраданию, религиозной терпимости, отказу от  насилия.

По велению Ашоки в Индии было построено более 84-х тысяч буддийских монастырей. Кроме того, он обустраивал больницы и для людей, и для животных во всех уголках своей огромной империи. По Великому шёлковому пути он посылал проповедников буддизма в Сирию, Египет, Грецию.

На севере Индии, в Магадхе, был построен монастырский комплекс Наланда, в котором создан буддийский университет, просуществовавший до 12-го века н.э.. Основателем его считают Ашоку.

Это был один из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники. Университету принадлежали 9-этажные здания, 6 храмов, 7 монастырей, в библиотеках хранилось 9 миллионов книг. В нём преподавали 1000 профессоров, учились 10 тысяч студентов.

Наланда была самым выдающимся из существовавших в то время в мире центром культуры и образования. Монахи преподавали гуманитарные и естественные науки, религию, богословие и знания по светским профессиям, вели обучение медицине, праву, астрономии и философии.

В 1193 году университет был разрушен в результате мусульманского вторжения.

 

Уже в 7-ом веке н.э. в Индии стали заметны явные признаки упадка буддизма. Большинство индийских принцев и правителей проявляли склонность к индуизму и практически не поддерживали соперничающую с ним доктрину.

В 10-ом веке, примерно в 1000 году н.э. началось вторжение мусульман в Индию. Они разрушили бо́льшую часть буддийских памятников и школ.  Многие из буддийских монахов, спасаясь от преследования, бежали в Непал и Тибет.

К 12-му веку вторжение ислама положило конец буддизму в Индии, в то время как индуизм и джайнизм устояли против бури.

Хотя буддизм родился в Индии, к 20-му веку здесь остались лишь небольшие островки буддизма на окраинах страны. 

 

Назад Вперед