Джайнизм – религия Махавиры-победителя

Джина Махавира, или Вардхамана (599–527 гг.до н.э.) стал основателем течения джайнизм. Он был сыном мелкого князька в стране Магадха и, следовательно, принадлежал к варне кшатриев. При рождении он получил имя Вардхамана. Имя Махавира (санскр. «великий воин») получил в юности за укрощение кобры и взбесившегося слона. Джина означает «победитель», то есть тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей.

Юноша получил блестящее образование, с детства проявлял незаурядные способности и храбрость. До 30-ти лет он вёл светский образ жизни. Но к этому времени проникся аскетическим воззрением на жизнь и, через 2 года после смерти родителей, с согласия старшего брата, оставил жену и родных и стал странствовать по миру как бесприютный аскет.

12 лет Махавира провёл в самых тяжёлых изнурительных испытаниях, медитации и в глубоком размышлении. Занимался различными духовными практиками того времени, и свет познания осенил его. Однажды он достиг просветления, всеведения.

После этого на протяжении 30-ти лет Махавира странствовал по Индии, выступая против кастовости и объясняя людям своё учение.

 

Джайнизм отверг авторитет «Вед», но сохранил учение о перерождении душ и карме и открыл доступ в свою общину людям всех варн. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (то есть Нирвана), достижимое для аскета, соблюдающего строгие правила. Основным принципом учения является ахимса – ненанесение вреда, ненасилие.

Махавира следовал по пути брахманизма во всём, что касается кармы, перевоплощения и Нирваны. Но отходил от брахманизма, когда дело доходило до святости каст (он за равенство людей), спасения с помощью молитв и жертвоприношений (не верил в богов), а также абсолютной истинности «Вед».

Он учил, что человеку следует рассчитывать не на помощь богов, а жить согласно правильной вере и правильным знаниям. Он верил в то, что самоотречение и даже муки помогают человеку достичь добродетельной жизни и освобождения от Сансары. Он проповедовал крайний аскетизм, самоистязание и вегетарианство.

 

Когда Махавире исполнилось 72 года, он пришёл в место под названием Пава. Там Владыка заболел и больше не мог странствовать. Он созвал своих последователей, прочитал им последнюю проповедь и на следующее утро скончался. Тело его было сожжено в Паве. И по сей день городок Пава (близ современной Патны в штате Бихар) является священным для его последователей.

 

Когда Владыка Махавира умер, его братство насчитывало около 14 тысяч монахов, которые странствовали, проповедуя учение своего Учителя.

Для джайнов характерна крайняя степень аскетизма. Они часто ходят без одежды, только в набедренных повязках, и, когда приближается смерть, способствуют её наступлению посредством добровольного отказа от пищи. Так они следуют своему Учителю, который после первого года своего странствования сбросил с себя одежду и в конце жизни отказался от всякого питания.

Вопрос о том, следует ли ходить голыми, привёл к распадению секты Джайна на 2 ветви: дигамбары («одетые воздухом»), которые действительно всегда ходят нагими, и светамбары, или шветамбары («облачённые в белые одежды»), которые носят только белую одежду и считают, что и в ней возможно достигнуть высшей цели.

Учение Махавиры и все его проповеди были собраны в книге под названием «Агамас», что означает «Заповеди», и они стали Священным Писанием для его приверженцев.

Джайны заявили, что Владыка Махавира не был единственным основателем их религии, утверждая, что её в древние времена основали 24 Джайна (или Джина, от слова jina – «победитель»), а Махавира был последним Джином. Поэтому они окрестили её религией Победителей – Джайнизмом.

С этими верованиями и со своим Священным Писанием «Агамас» монахи начали проповедовать свою веру среди людей и приобрели массу приверженцев.

Сначала у приверженцев Махавиры не было храмов, потому что сам он не верил в молитвы и богов. Но приход в секту мирян повлёк за собой глубокие изменения в религии.

Прежде всего пришлось отказаться от очень строгой аскезы.

Кроме того, идя навстречу религиозной потребности народа, джайны ввели культ джина, который вполне носит характер настоящего богопочитания, культ с храмами и каменными изваяниями 24-х джинов, с праздниками, с приношением цветов и фимиама.

Далее, аскеты, чтобы иметь возможность заботиться о духовном наставлении оседлой общины, должны были переменить своё первоначальное бесприютное скитание в стране на оседлую жизнь. Это привело к учреждению монастырей. Вместе с тем деятельность монахов джайнской секты распространилась на такие предметы, на которые первоначально не обращалось внимания. Таким образом в монастырях развилась весьма замечательная литература, не только религиозного и философского содержания, но и посвящённая изящной словесности и реальным наукам. Эта литература написана большей частью на народном диалекте. Также секта джайнов достигла значительных успехов в искусстве и архитектуре, о чём свидетельствуют их храмы.

Так как эта религия предписывает своим верующим аскетизм, вегетарианство, неприятие войны, неприменение силы даже для самозащиты, то она запрещает им быть земледельцами, скотоводами, охотниками, рыболовами, солдатами и т.п. Почти все джайны – торговцы, банкиры, ростовщики и ювелиры, живущие в большинстве индийских городов. Своей спокойной и строгой жизнью они приобрели прочное положение в обществе. Они очень  богаты, и элемент непривязанности к земным благам принимает у них форму благотворительности. Щедрость богатых приравнивается к добродетелям. Они материально поддерживают монашеские общины, финансируют строительство храмов для джайнов. Таких храмов в Индии около 40-ка тысяч. Некоторые очень красивы, а о храме на горе Абу говорят как об одном из семи чудес Индии. Джайны строят не только храмы, но и хлева для коров, считающихся в Индии священными животными, а также больницы для больных животных и птиц.

В настоящее время в Индии насчитывается около 3-х миллионов джайнов, это около 0,5% населения. Они очень хорошо уживаются с индуистами, но с соперничающими буддистами прежде жили не в ладах. Община немногочисленна, однако играет значительную роль в политической, экономической и культурной жизни. 

 

Назад Вперед