Срединный, или Благородный Восьмеричный Путь

Поскольку у Восьмеричного пути есть разные аспекты, то по традиции выделяют 3 части: мудрость (правильное воззрение, правильная решимость), нравственность (правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни) и духовная дисциплина (правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение). Духовная дисциплина и 3 её ступени предназначены, в основном, для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой.

  1. Правильное воззрение. Усвоить Четыре Благородных Истины, и сделать их основой своей жизни. Воспринимать мир и людей такими, каковы они есть на самом деле.
  2. Правильная решимость. Человек должен решиться раз и навсегда стать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.
  3. Правильная речь. Запрещается лгать, злословить, клеветать, лжесвидетельствовать, распространять слухи и сплетни, питающие вражду,  и использовать грубые выражения, сквернословить.
  4. Правильное поведение определяется по тому, полезны или вредоносны действия человека для него самого и для окружающих. Это касается и взаимодействия с окружающим миром.
  5. Правильный образ жизни предполагает так зарабатывать на жизнь, чтобы не причинять вреда ни другим, ни себе. Человек не должен заниматься неправедными делами: торговлей и изготовлением алкоголя, наркотиков, мясных продуктов, оружия; торговлей краденым, мошенничеством, ростовщичеством и т.п.
  6. Правильное усилие. Предполагает развитие установки на углублённое занятие йогическим созерцанием для перехода в Нирвану.
  7. Правильное памятование. Следовать буддийской дисциплине может лишь тот, кто непрерывно сохраняет памятование о возложенных на себя обетах и твёрдой рукой направляет своё сознание в благое русло. Это означает развитие непрерывной осознанности, то есть осознавание своего истинного «Я»; концентрацию на текущем моменте, что позволяет жить «здесь и сейчас». Следует всегда сохранять хладнокровие и не позволять эмоциям управлять человеком.
  8. Правильное сосредоточение. Достижение Самадхи – предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Правильная практика Самадхи приводит монаха к освобождению – Нирване, и он становится архатом.

Новый путь совершенствования личности, открытый Шакьямуни и получивший название Срединный, или «Благородный Восьмеричный Путь», стал одним из основных составляющих его учения.

Все ступени этого пути ведут к прекращению страданий, но по своей сути они должны быть обычным образом жизни нормального человека, не погрязшего в пороках, умеющего разумно удовлетворять свои потребности, не изощряясь в них. Все ступени легко доступны каждому человеку, кроме последней, которая, в конечном итоге, и ведёт к венцу стремлений мудрецов – Нирване.

Выполнение всех ступеней Восьмеричного Пути способствует обретению качественно нового состояния сознания, дающего человеку возможность при жизни познать своё Высшее «Я», создать рай в своей душе и вокруг себя. Именно эта форма медитативного состояния сознания и стала основой для дзэн медитации и всего учения дзэн.

В учении раннего буддизма и в последующее время медитация играла очень важную роль. Под ней понимался процесс, состоящий из практики самонаблюдения (смрити-медитации), концентрации внимания (дхьяна и самадхи) и интуитивного прозрения истинности буддийского учения.

 

Философское учение Будды было нацелено на трансформацию личности, на «преобразование» человека. Носителями философского знания в буддизме были исключительно члены монашеского сообщества – сангхи. В период расцвета буддизма в Индии даже существовали монастыри, бывшие одновременно своеобразными философскими факультетами или университетами. В таких монастырях представители интеллектуальной элиты буддийского монашества занимались философией, по существу, как профессиональные мыслители. Самый знаменитый монастырь-университет Наланда располагался близ столицы государства Магадха, где часто проповедовал Будда (современный штат Бихар).

 

Назад Вперед