Родительский комплекс по Юнгу
Родители – это первая действительность, с которой сталкивается ребенок и с которой он может вступить в конфликт, а следовательно, первым зарождается родительский комплекс. Его существование как ничто другое выдает наличие у человека особых свойств. Однако главное заключается не в факте присутствия родительского комплекса, а скорее, в том, КАК этот комплекс проявляется в человеке. Здесь имеются самые разные вариации, и, пожалуй, только малую их часть можно свести к особенностям влияния реальных родителей, поскольку многие дети в семье зачастую подвергаются одному и тому же влиянию и все-таки реагируют на это совершенно по-разному. Например, один ребенок в невротической семье реагирует на родительские воздействия истериками, другой неврозом навязчивых действий, а третий, похоже, вообще не реагирует. Основное же влияние на человека оказывают архетипы. В сердцевине отцовского комплекса проявляется архетип Духа или Мудрого Старца, а материнский комплекс произрастает из архетипа Великой Матери.
Между родителями и детьми существует так называемое мистическое соучастие. Известным для всех примером является теща, которая отождествляет себя с дочерью и таким образом как бы вступает в брак со своим зятем; или отец, который наивно считает, что заботится о своем сыне, заставляя его выполнять свои (то есть отцовские) желания, например, в выборе профессии или жены. И, наоборот, столь же известной фигурой является сын, который отождествляет себя с отцом. Но особенно тесная связь существует между матерью и дочерью.......
Что же касается архетипических исследований вообще, то Юнг начинал аналитическую работу с пациентами с изучения их матерей, различая во множестве индивидуальных историй материнские комплексы, оказывавшие сильное влияние на жизнь этих пациентов, на их любовь. Достигшим брачного возраста молодым мужчинам и юным девушкам доступно лишь ограниченное понимание себя и других. Как правило, мотивы, лежащие в основе их поступков, преимущественно бессознательны. Конечно, субъективно, такие молодые люди считают себя в высшей степени сознательными и осведомленными, ибо все люди постоянно переоценивают существующее содержание сознания.
Для того, чтобы понять, КАК родительское влияние затрудняет выбор партнера, нужно прежде всего знать причины бессознательной привязанности к родителям и при каких обстоятельствах она насильственно изменяет или даже блокирует сознательный выбор. Прочность связи с родителями (взаимоотношения молодого человека с матерью, а девушки – с отцом) бессознательно влияет на выбор мужа или жены – либо положительно, либо отрицательно. Сознательная любовь к одному из родителей благоприятствует выбору похожего на него брачного партнера, тогда как бессознательная привязанность (которая вовсе не обязана выражать себя сознательно в виде любви) затрудняет выбор и навязывает характерные поправки. Например, когда мать бессознательно привязывает к себе сына, он женится на девушке, которая явно уступает его матери и поэтому не способна конкурировать с ней; или увлечется женщиной деспотичного и властолюбивого нрава, которой, возможно, удастся оторвать его от матери.
Если инстинкты не искалечены, то выбор партнера может остаться свободным от этих влияний, но раньше или позже они дадут о себе знать в виде разного рода препятствий. Вообще говоря, вся та жизнь, которую родители могли бы прожить, но не прожили, потому что следовали искусственным мотивациям, передается их детям. Другими словами, детей как бы вынуждают двигаться в направлении, которое предназначено компенсировать всё, что осталось неосуществленным в жизни их родителей.
Появившись на свет, ребенок сначала попадает под действие архетипа Великая Мать, который окрашивает и даже определяет в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение к женщине, к обществу, к чувствам и к матери. С развитием сознания ребенка в поле его зрения попадает также и отец, оживляя архетип, природа которого во многих отношениях противоположна архетипу Великой Матери. Архетипический образ Отца – это образ всех стихийных сил, готовых помочь или навредить. Он определяет отношение к мужчине, к закону и государству, к разуму и духу, к динамике природы. Таким образом, Отец также представляет могущественный архетип, живущий в душе ребенка.......
У мужчин позитивный комплекс отца очень часто создает определенную доверительность в отношении к авторитету и отчетливо выраженную готовность подчиняться всем духовным установкам и ценностям. В самом общем виде он проявляется в Персоне, а также в виде аспектов Тени. У женщин отцовский комплекс приводит к ярким духовным устремлениям и интересам.
В отношении отца Юнг рассматривает следующие темы:
1. отец как противоположность матери – воплощение всех ценностей и свойств;
2. отец как «информирующий Дух», представляющий духовный принцип, персонифицированный двойник Бога-Отца;
3. отец как модель Персоны для сына, как то, из чего сын должен вычленить себя;
4. отец как первый «возлюбленный» и образ Анимуса для дочери.
По мере того как развивающееся сознание становится способным познавать, важность родительской личности тает. Место отца начинает занимать человеческое общество, место матери – семья.......
Конец ознакомительного варианта фрагмента книги