Персона
(Архетип Персона)
Первый архетип, наиболее откровенно довлеющий над сознанием человека и одновременно наиболее поверхностный и доступный разумной оценке, относится к социальному образу человека, к функции взаимодействия с внешним общественным (коллективным) миром. Юнг обозначил его термином Персона. Сам термин происходит от латинского слова Persona, обозначающего «маску», и восходит к античному театру. Там он означал маску, которую надевал комический или трагический актер, чтобы занять место в классической пьесе и чтобы сразу было ясно, какую роль он играет. Юнг использовал этот термин, чтобы обратить внимание на форму, необходимую для развития индивидуума, облегчающую и стимулирующую коммуникацию членов общества. То есть Персона – это набор социальных ролей, масок.
Любая культура поставляет множество общепризнанных социальных ролей: отца, матери, сына, мужа, жены, доктора, учителя, адвоката и т.д. Когда ребенок достаточно вырастает, семья сообщает ему, что он принадлежит к определенному социальному кругу и должен вести себя так, как в нем принято. Общество требует от своих членов определенного поведения в рамках моральных и нравственных устоев, принятых в данной культуре, соблюдения правил приличия и надлежащего выполнения всех своих функций по отношению к другим членам общества. То есть социум ожидает от каждого человека, что тот как можно лучше будет играть отведенные ему роли. Эти роли несут в себе общепринятые и ожидаемые способы деятельности в каждой отдельной культуре, зачастую включая в себя определенные стили одежды и поведения, что облегчает нормальное и социальное взаимодействие. Так, врач в белом халате олицетворяет «маску» медицинской профессии, и нам психологически легче доверить ему осмотр своего тела. Поэтому неудивительно, что любой, кто хочет чего-то добиться, обязан учитывать ожидания социума.......
Как наиболее внешний образ человека, Персона соответствует самым проявленным чертам личности. Когда роли Персоны вполне и правильно отражают способности Эго и применяются уместно, они облегчают его активность в нормальном социальном взаимодействии. Однако известно, что самооценка далеко не всегда раскрывает истинные качества и способности человека. Если бы это было не так, не было бы многих проблем, самая простая из которых – выбор профессии.......
Люди выбирают себе те роли, которые им близки, и в этом смысле Персона – это человек, но никогда не весь, поэтому нельзя воспринимать индивидуальность через Персону. Персона состоит из многочисленных элементов, часть которых основывается на личностных пристрастиях человека, а часть образуется на базе социальных ожиданий, связываемых с данной личностью. Персона всегда представляет некий компромисс между индивидуальностью и надеждами на нее других людей.
Естественно, невозможно, будучи индивидуальностью, без остатка раствориться в ожиданиях социума, поэтому настоятельной необходимостью становится построение искусственной личности (Персоны). Мотивацию создания удобной маски довершают требования приличий и добрых нравов, и тогда под ней возникает то, что называется «частной жизнью». Этот разрыв сознания на две часто до смешного различные фигуры – радикальная психологическая операция, которая не может пройти бесследно для бессознательного.......
Персона есть сложная система отношений между индивидуальным сознанием и социумом. С помощью Персоны человек пытается, с одной стороны, выглядеть тем или иным, производить на окружающих определенное впечатление, а с другой, – за этой маской скрыть свою истинную природу.......
Среди множества символов, характеризующих Персону, следует отметить одежду, которую носят люди. Персона часто проявляется в снах в ситуациях или событиях, связанных с одеждой, переодеванием, гримированием и т.д. В сновидениях составляющие элементы Персоны часто представлены предметами одежды, которые могут надеваться или, наоборот, сниматься. Отсутствие соответствующих элементов одежды или ви́дение себя голым в общественном месте представляет мотив сновидения, указывающий на неадекватность Персоны. Подобно нашей одежде и гриму, Персона может быть утрированной, преувеличенной, комичной и важной; может быть способом казаться кем-то, кем мы на самом деле не являемся; или она может быть плохо сделанной, «не соответствовать нашему размеру», вульгарной, выставляя нас перед другими в смешном виде, незащищенными. В лучшем случае Персона адекватна, соответствует положению человека в обществе и представлена в сновидении фигурой, одетой со вкусом, оказываясь подлинным отражением внутренней индивидуальности и внешнего ощущения себя.
Персона необходима: она упрощает контакты, указывая, чего нам ожидать от людей, и в целом делая их приятнее, как хорошая одежда скрывает безобразные тела. Тому, кто пренебрегает развитием Персоны, сложно устроиться в мире, и он нередко оскорбляет окружающих вызывающим поведением.
Однако всегда остается опасность отождествить себя с исполняемой ролью, хотя она неочевидна тогда, когда маска хорошо подходит человеку. В любом случае маску и костюм нужно снимать и оставлять в гардеробной, там им место. Необходимо понимать, в какой пьесе вы играете в каждый момент времени. Нужно уметь отделять свое ощущение себя (или Эго) от того «Я», которое вы показываете всему остальному миру (то есть от Персоны).......
У каждого человека есть ощущение того, каким нужно быть и каким быть можно, то есть ощущение «рамок» роли. Отклонение от этого интуитивного ощущения означает заблуждение, ошибку или болезнь.......
Иногда люди в ущерб своей индивидуальности отождествляют себя с собственной Персоной, пренебрегают своей внутренней жизнью, убежденные, что они лишь лица определенной профессии или социального положения. Такое отождествление с Персоной – не столь уж редкое явление.
Однако отождествление с социальной ролью – щедрый источник неврозов. Человек не может безнаказанно отделаться от самого себя в пользу искусственной личности. Уже только попытка этого обыкновенно вызывает бессознательные реакции, настроения, аффекты, фобии, слабости, пороки и т.д. В той же мере, в какой мир побуждает человека к отождествлению с маской, сам он подвержен воздействию изнутри. Например, человек внешне играет эффектную роль идеального успешного мужчины, которая компенсируется внутри женской слабостью; и как внешне человек стремиться казаться сильным мужчиной, так внутри он проявляет себя бабой и оказывается под каблуком жены.......
Конец ознакомительного варианта фрагмента книги