Анима и Анимус. Эрос и Логос

Следующую проблему представляет противоположный пол. И не только проблему, но и величайший соблазн. В отрочестве вся тайна жизни и вся привлекательность жизни воплощены в качествах противоположного пола. Любовь, её проблемы и её конфликты имеют фундаментальное значение для человеческой жизни; они гораздо важнее, чем предполагает человек.

Ни один мужчина не является лишь мужчиной, и ни одна женщина – лишь женщиной; каждый мужчина одновременно и мужчина, и женщина и, соответственно, каждая женщина – и женщина, и мужчина. Каждый человек формируется из мужских и женских генов, а преобладающее количество генов является решающим фактором в определении пола. Меньшая часть генов противоположного пола формирует соответствующий характер, который обычно остается на заднем плане в бессознательном. Таким образом, психологическая бисексуальность соответствует биологической реальности. В психике только сознание у мужчины имеет мужские черты, бессознательное же имеет женское качество.......

В его бессознательном накапливаются женоподобные качества или сентиментальность, которые, прорываясь наружу, выдают в нем существование женского существа, названного Юнгом Анимой. Как известно, именно очень мужественные мужчины наиболее подвержены внутри себя женским чувствам, а сила и стойкость встречаются как раз у очень женственных женщин.

Точно так же сознание женщины компенсируется мужским началом, и поэтому её бессознательное несет на себе мужской отпечаток, мужской аспект себя самой, названный Юнгом Анимусом.......

При этом Анима обладает всеми характерными чертами женского существа, а Анимус – мужского, и оба они представляют собой фрагментарные личности, которые существенно влияют на жизнь человека.

Понятие Анимы включает в себя три разноуровневых компоненты:

1. коллективный образ женщины, который веками складывался у мужчины;

2. индивидуальное представление мужчины о женских качествах, его идеал женщины;

3. женский принцип Эрос, скрытый внутри мужчины.

Подобно Аниме мужчины, Анимус женщины содержит в себе:

1. коллективный образ мужчины, веками складывавшийся у женщины;

2. индивидуальное представление женщины о мужских качествах, её образ идеального мужчины;

3. мужской принцип Логос, скрытый внутри женщины.

Таким образом, как и сознание, бессознательное женщины существенно отличается от бессознательного мужчины. Анимус соответствует отцовскому Логосу, а Анима – материнскому Эросу.

Логос и Эрос – это понятия древнегреческой философии, где Логос означает «суждение», а Эрос – «чувствование, любовь».......

По Юнгу, сознание женщины характеризуется в большей степени соединительным качеством Эроса, чем различительной и познавательной способностями, связанными с Логосом. Однако со времени написания Юнгом его работ произошли грандиозные перемены в социальном сознании европейцев. Существенно изменилась роль женщины в жизни общества. Она стала заниматься бизнесом, наукой и даже политикой. Сегодня некоторые аналитики вообще усомнились в полезности обозначения Эроса женским, а Логоса мужским принципом, так как и женщины, и мужчины разделяют и структурируют свою жизнь вокруг обоих принципов. Правильнее понимать эти термины в их психологическом смысле как подвижные изменчивые вместилища определенных качеств, которыми соответственно обладают мужчины и женщины, рассматривая Логос и Эрос как еще одну пару противоположных сил в рамках индивидуальной души. Юнг воспринимал Аниму и Анимус сквозь ограничительную призму тех ограничительных образцов мужественности и женственности, которые были характерны для начала 20-го века. Сегодня представления о мужском и женском как культурном типе во многом изменились, расширились и даже в некоторой степени стали более смешанными или перепутанными.

Тем не менее, исследования Юнга в этой области не утратили своего значения и сегодня весьма полезны для понимания психологии поведения мужчин и женщин, так как, несмотря на произошедшие перемены, у большинства мужчин Эрос обычно менее развит, чем Логос.......

У женщин, наоборот. Логос развит менее, чем Эрос.......

Коротко это можно охарактеризовать так: если Анима производит настроения, то Анимус – мнения, и как настроения мужчины появляются на свет из темных глубин, так и мнение женщин основывается на столь же бессознательных априорных предпосылках. И на эти настроения и мнения очень трудно влиять из-за мощного суггестивного воздействия, исходящего от архетипа.......

Архетипы Анима и Анимус располагаются более глубоко, чем Тень, но так же, как и она, связывают уровни личного и коллективного бессознательного и присутствуют одновременно и там и тут.

Понятия Анимы и Анимуса выходят за пределы обычных рамок человеческого опыта. Гораздо легче интуитивно понять Тень, чем Аниму или Анимуса. В отношении Тени мы обладаем тем преимуществом, что в какой-то степени подготовлены к её пониманию нашим воспитанием, которое всегда старалось довести до сознания людей, что они сделаны не из чистого золота. Однако с Анимой и Анимусом дело обстоит отнюдь не так просто. Ведь их проявления большинству людей кажутся вполне естественным делом: для мужчин – обладать безрассудными настроениями, а для женщин – неразумными мнениями.

В практическом отношении архетипические фигуры Анимы и Анимуса являются наиболее близкими и важными, создающими дополнительные и специфические проблемы. Различные в своих проявлениях они в целом имеют одинаковые характеристики и весьма схожи друг с другом. Как показывает опыт, оба эти архетипа обладают фатальностью, что при случае может вызвать трагические последствия. Они в буквальном смысле слова являются причинами всех гибельных ловушек судьбы и уже давно признаны таковыми всем миром. Люди живут в заблуждении, будто в любви они относятся друг к другу крайне индивидуально. На самом же деле, когда действуют архетипы, оба партнера оказываются в банальной ситуации, в которой всегда изобилует повышенная эмоциональность, а значит проявляется коллективное бессознательное. Эмоции снижают уровень взаимоотношения и приближают его к общей инстинктивной основе, которая уже не содержит в себе ничего индивидуального.......

Каждый мужчина носит внутри себя образ женщины, свой идеал (Аниму), а каждая женщина – идеальный образ мужчины (Анимус). И когда кто-то извне совпадает с этим внутренним образом, человек влюбляется. Он этого не понимает.......

У мужчины есть совершенно определенный образ Анимы, и среди огромного числа женщин он всегда может распознать тех, кто больше всего подходит под этот образ. А вот образ Анимуса у женщин весьма расплывчат. Этот факт связан с особенностями мужской и женской психологии. На биологической ступени основной интерес женщины состоит в том, чтобы удержать одного мужчину, тогда как для мужчины основной интерес – это завоевать женщину, и по своей природе он редко останавливается на одном завоевании. Таким образом, в сознании женщины решающую роль играет одна мужская личность; и наоборот, отношение мужчины к женщине менее определенное, то есть даже свою жену он может рассматривать как одну среди прочих. В бессознательном же эта тенденция должна компенсироваться противоположной. Прекрасным подтверждением этому является относительно строго очерченная фигура Анимы у мужчины и столь же неопределенный полиморфизм Анимуса у женщины.

В обоих случаях запрятанный в бессознательном идеал имеет тенденцию проецироваться вовне. Обычный способ, с помощью которого переживается Анима или Анимус, – это проекция на лицо противоположного пола. Люди склонны проецировать эти внутренние фигуры на представителей противоположного пола, идеализируя их: мужчины – наделяя своих подруг и жен возвышенным образом Мадонны, а женщины – постоянно выискивая своего благородного принца во всем блеске его одежд.......

 «Влюбленность» – классический пример взаимной проекции Анимы и Анимуса между мужчиной и женщиной.......

Фаза влюбленности ограничена во времени. При таком подходе утрата иллюзий неизбежна. Если же вы женитесь по любви с первого взгляда, то имейте в виду, что вы женитесь на собственных проекциях. Вы берете в жены то, что проецируется из вашего собственного бессознательного, – маску, которую вы сами «напялили» на реального человека. Маска – это ваш идеал. Реальность с идеалом не совпадает, ибо она несовершенна. Спустя какое-то время вы обнаруживаете, что внешняя женщина не удовлетворяет вас полностью, ибо ни одна из них не совпадает с вашим внутренним идеалом. Реальность оказывается совсем не такой, вы сталкиваетесь с фактами, которые не вписываются в идеальную картинку.......

Юности свойственна одна великолепная глупость – вставать в позу, когда мир не соответствует твоим ожиданиям. Нужно понимать, что никто из живущих на Земле не совершенен, и именно несовершенство удерживает их в этом мире. Ничто и никто из существующего на Земле никогда не сможет соответствовать идеалу. Нужно развивать в себе умение смотреть на несовершенство мира с любовью и состраданием. Когда сквозь светлый образ Анимы или Анимуса начинает просвечивать реальность, нужно отнестись к ней с сочувствием. Любовь и доброжелательность делают из бездушного критика живого человека, которому есть что дать миру и что от него потребовать.

Однако, как правило, всякий муж пытается изменить свою жену, а всякая жена – мужа. Она стремится изменить несколько штрихов в этом человеке, чтобы он полностью соответствовал её представлениям о мужчине. И муж делает то же самое. Молодые люди очень непримиримы. Они хотят всё изменить, они хотят переделать мир под себя. Они с головой окунаются в борьбу, но у них ничего не выходит – ничего и не может выйти, ибо это не в природе вещей. Внешний мужчина никогда не будет до конца соответствовать внутреннему, и внешняя женщина тоже никогда не будет в точности такой же, как та, что внутри. Именно поэтому любовь приносит как радость, так и боль, а первая любовь редко венчается прочным браком, и часто супружество связано с человеком совсем иного плана, чем изначальное чувство любви.......

Анима и Анимус испытывают взаимное влечение друг к другу – малейшее свидетельство одного тотчас же вызывает проявление другого у партнера. Когда они встречаются, то Анимус обнажает свой меч власти, а Анима выпускает свой яд иллюзий и соблазна. При этом проявляется психология этих архетипов в форме безграничного влечения или ненависти со всеми ступенями и видоизменениями, которые никоим образом нельзя объяснить истинной природой данных людей, а только проекциями этих архетипов. Исход этой встречи может быть любым (любовь, дружба, симпатия, антипатия, ненависть). Может быть и особый случай любви с первого взгляда.......

Следует упомянуть еще об одной функции этих архетипов. Анима и Анимус выступают в роли проводника в бессознательное, в роли посредника между Эго и внутренней Жизнью, призывающего и направляющего человека к более глубокому пониманию своего бессознательного мира. Свидетельства этой посреднической миссии Анимы и Анимуса Юнг обнаружил в снах своих пациентов, в которых фигуры Анимы и Анимуса регулярно выступают в роли спутников и помощников сновидца, что также находит свое отражение в бесчисленных фольклорных произведениях и образах классической литературы, в которых персонаж противоположного пола ведет Героя или Героиню до самого конца всей истории, олицетворяющей процесс развития личности. Юнг собрал обширную статистику относительно фигур Анимы и Анимуса в снах. Таким образом, эти фигуры имеют эмпирическое подтверждение.......

Здесь приведены общие характеристики обоих архетипов. Конкретные же черты каждого из них описаны на страницах "Анима" и "Анимус".

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

Назад Вперед