Великая Мать
Наряду с образом Мудрого Старца Юнг выделяет женский образ – фигуру Великой Матери. Вообще-то понятие Великой Матери происходит из истории религии и охватывает самые разнообразные восприятия образа Богини-матери. В практическом опыте образ Великой Матери в такой форме появляется крайне редко и только при совершенно особых условиях. В его основе лежит более древний всеобщий архетип Матери.
Этот архетип – самый древний образ мифологического сознания. Он символизирует зарождение жизни как таковое и имеет невообразимое множество аспектов. Его типичные формы: мать и бабушка конкретного человека, крестная мать, свекровь и теща; какая-либо женщина, с которой человек находится в некоторых отношениях; в более широком смысле – Природа, Мать-Земля, давшая рождение миру; небесная Мать, чья всеобъемлющая вместимость удерживает и направляет мир; Богиня Плодородия, питающая мир и кормящая всех людей; Темная (Мрачная) Мать-Богиня, стискивающая в своих объятьях и ограничивающая или проглатывающая и пожирающая; Родина-Мать; церковь; университет, дающий духовную пищу (Альма-матер) и другие формы.
Любой человек рождается со склонностью формировать определенные образы, исключая самого себя. Например, существует универсальная человеческая тенденция создавать образ матери, но каждый человек формирует свой особый материнский образ, базирующийся на универсальном человеческом архетипе. Архетип Великой Матери никак не соотносится с реальной матерью человека, а более связан с его способностью ощущать единую пульсацию ритмов жизни, способностью к установлению родственных отношений и близости.......
Архетип Великая Мать образует основу так называемого комплекса матери, который возникает сначала путем слияния образа реальной матери с архетипом, а потом уже из-за аномально затянувшегося отделения праобраза от реальной матери. Люди в сущности не выдерживают всецелой утраты архетипа, и именно из-за этого возникают проблемы.
Мифологический образ Великой Матери отличается у мужчин и женщин. Для тех женщин, которые всегда остаются только женами и матерями, живя лишь нуждами детей и мужей и растворяя свою личность в первозданном чувстве любви, образ матери есть тип её сознательной, сообразной с полом жизни. Для мужчин, однако, мать есть тип какого-то переживаемого чуждого визави, наполненного образным миром скрытого бессознательного. Уже по этой причине материнский комплекс мужчины принципиально отличается от такого же комплекса у женщины.......
Отношения матери и ребенка, несомненно, самые глубокие и мучительные из всех нам известных. Это абсолютный опыт рода человеческого, органическая истина. Существует врожденная, экстраординарная интенсивность отношений, которая инстинктивно побуждает ребенка держаться матери. В основе эмоциональных ассоциаций с матерью как у мужчин, так и у женщин лежит коллективный образ вскармливания и безопасности, с одной стороны, и пожирающего обладания (негативная мать) – с другой.
Как и все архетипы, Великая Мать может иметь как позитивный, так и негативный аспекты. С одной стороны, это нечто благостное, дающее пристанище, подательница роста, плодородия и пропитания, а с другой стороны, это нечто потаённое и сокрытое, бездна, мир мертвых, нечто поглощающее, обольщающее и отравляющее, возбуждающее страх. Противоречивость этих свойств архетипа Великой Матери Юнг сформулировал в виде оппозиции любящей и устрашающей матери.......
С годами человек естественным образом отходит от матери, но не от архетипа. В последующей жизни этот первичный образ тускнеет и заменяется осознанным, относительно индивидуальным образом, и тогда кажется, что это и есть единственный возможный образ матери.
В бессознательном же Великая Мать, как и прежде, остается могущественным первообразом, который окрашивает и даже определяет в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение к женщине, к обществу, к чувствам и к матери, но делает это, разумеется, настолько тонко, что сознание обычно ничего не замечает. То, что многие мужчины выбирают себе жену, основываясь только на том, что она похожа или, наоборот, не похожа на мать – факт совершенно конкретный. Отделение от матери является удовлетворительным только в том случае, если оно включает также и отделение от архетипа. Разумеется, то же самое касается и отделения от отца.......
Конец ознакомительного варианта фрагмента книги