Архетип Духа или Мудрого Старца
Психическое проявление Духа совершенно ясно указывает на то, что по природе оно архетипично, то есть феномен, называемый Духом, зиждется на существовании некоторого автономного праобраза, который предсознательно существует в универсальной предрасположенности человеческой психики.
На протяжении тысячелетий мы наблюдаем за тем, как люди реагируют на духовные символы и как созерцание этих символов способствует перемещению сознания на тот или иной уровень, активизируя глубочайшие духовные силы человеческой души. И хотя каждому известно, что естественная наука нигде не обнаружила Бога, а критика знания доказывает невозможность Его познания, Душа выступает с утверждением опыта Бога. Бог – некий внутренний впечатляющий опыт, не подлежащий сомнению как таковой. Если бы это было не так, то о Боге вообще никогда не могло бы быть и речи.
Опыт Бога является относительно общим реальным опытом человечества, поэтому едва ли не каждому в общих чертах известно, ЧТО понимается под этим выражением. Юнг писал: «Мне нет нужды верить в Бога, я знаю. Знаю, что со всей очевидностью сталкиваюсь с неизвестной величиной, которую я называю «Богом». Я поминаю Его и зову Его всякий раз, когда непроизвольно произношу: «О, Господи». Это происходит, когда я встречаюсь с кем-то или чем-то сильнее меня.......
В качестве особой производной от архетипического Духа можно рассматривать архетипический образ Мудрого Старца. «Знание, размышление, озарение, мудрость, ум и интуиция» – так описал Юнг качества, присущие архетипической фигуре, которую он назвал Мудрый Старец и с которой он имел непосредственный внутренний контакт в различных формах на протяжении всей своей жизни.
Мудрый Старец не является персонажем одной лишь мужской психологии, он может выступать у женщин как воплощение определенной стороны положительного Анимуса.......
В сновидениях и мужчин, и женщин этот архетип иногда проявляется как фигура отца, от которой исходят решительные наставления, запреты, советы. Часто невидимость источника подчеркивается тем, что он появляется лишь как авторитетный голос, который выносит окончательный приговор. В большинстве случаев это фигура старого человека, символизирующая фактор «Духа», образ старого мудреца. Дух может также появиться в образе отрока или юноши. Старец и подросток связаны друг с другом. Эта пара играет значительную роль в алхимии как символ Меркурия.
Мудрый Старец может появиться в сновидениях и как маг, врач, священник, учитель, профессор, дед сновидца или какой-нибудь другой человек, обладающий авторитетом, – но всегда он связан с некоей чудесной властью, превосходящей человеческие способности. Этот архетип заставляет человека приподниматься над своими возможностями: находить решения неразрешимых проблем, изыскивать неведомые силы и преодолевать непреодолимые препятствия.
Образ Мудрого Старца может появляться не только в сновидениях, но также и в видениях во время медитации так явственно, что он, как это порой случается в Индии, берет на себя роль гуру.
Частота, с которой Дух встречается в сновидениях в виде старика, приблизительно соответствует частоте появления Духа в сказках. Старик всегда возникает там, где Герой пребывает в безнадежной и отчаянной ситуации, из которой его могут вызволить только основательное размышление или счастливый случай.
Описание архетипа не будет полным, если не упомянуть еще об одном особенном способе его проявления, а именно о его проявлении в животной форме. Зачастую в сказках мы встречаем мотив услужливых зверей. Они ведут себя по-человечески, говорят человеческим языком, обнаруживают ум и знания, в которых даже превосходят человека. В этом случае с полным правом можно говорить, что в облике животного выражается архетип Духа.......
Конец ознакомительного варианта фрагмента книги