Четыре Благородные Истины

  1. Человеческое существование характеризуется страданием. Реинкарнация делает его вечным.
  2. Существует причина страданий. Всё в мире связано цепью причин и следствий. Мы страдаем, главным образом, от неведения, жажды и привязанности. Мы все живём в неведении: закрываем глаза на то, как устроен мир; притворяемся независимыми, тогда как на самом деле мы взаимозависимы. Мы жаждем, чтобы мир и люди постоянно были такими, какими они представляются нам, и разочаровываемся, убедившись, что это не так. Мы отчаянно цепляемся за людей, места, вещи, убеждения и суждения, а когда теряем то, к чему привязались, то испытываем острую боль утраты.
  3. Существует прекращение страданий – Нирвана. Если мы поймём, как на самом деле устроен мир, и перестанем цепляться за то, чему надлежит непрерывно изменяться с течением жизни, то тогда мы сумеем достичь Нирваны – состояния покоя и блаженства.  Но Нирвана – это не конкретное место, куда попадаешь после смерти. Это состояние сознания, и его можно достигнуть при жизни.
  4. Существует Путь, ведущий к прекращению страданий, к Нирване, – это Срединный, или Восьмеричный путь. Он проходит между такими двумя крайностями, как чрезмерная роскошь и излишества и аскетическое самоистязание.

«Четыре Благородные Истины» заключают в себе суть всего учения Будды. Не постигнув их, дальше двигаться невозможно. Все более поздние истолкования учения Будды основаны на понимании «Четырёх Благородных Истин». Все школы и практики или основаны на них, или по-своему разрабатывают этот основополагающий элемент буддизма.

 

 

Назад Вперед