КОНФУЦИЙ
В истории цивилизации имя древнего китайского мыслителя и философа Конфуция (551–490 гг. до н.э.) стоит в одном ряду с основателями мировых религий: Иисусом Христом, Буддой и Мухаммедом.
Формально конфуцианство не являлось религией, ибо в нём никогда не было института церкви. Но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитание человека, воздействию на формирование стереотипа поведения оно успешно выполняло роль религии.
Конфуций – это латинизированная форма имени Кун-фу-цзы. Мудрец был учителем из рода Кун (китайское «цзы» означает «учитель»), откуда и произошло Кун-цзы, а также неправильное Кун-фуцзы, давшее начало имени Конфуций. Он был потомком знатного рода Кун, приближённому к императору династии Чжоу. Но этот род утратил былое влияние и обеднел.
Отец Конфуция аристократ Шулян Хэ участвовал во многих сражениях, которое вело царство Лу с соседями. Он прославился смелостью и силой. Однако в личной жизни его преследовали неудачи – у него родились 9 дочерей и один сын, который был слабым и больным и поэтому не мог стать преемником отца, для того чтобы выполнять ритуалы почитания предков, которые предписывались древнекитайскими традициями. Ради сына-преемника Шулян Хэ в 70 лет развёлся с женой и женился на 17-летней девушке Цзин-цай (или Чжен-цзай – особенности китайского произношения приводят к разным вариантам транскрипции).
Цзин-цай вполне отдавала себе отчёт в истинной цели этого брака и, будучи глубоко религиозной, вымаливала у богов и духов сына, который бы чтил память отца и приносил бы поминальные жертвы предкам. Неподалёку находилась священная гора, и она часто совершала паломничество в это святое место.
Легенда гласит, что в одно из таких благочестивых путешествий Цзин-цай посетило странное виде́ние. Будущей матери явились, словно во сне, пятеро таинственных, убелённых сединами мудрецов, которые привели с собой странное животное. Размером и видом это существо походило на небольшую корову, но было покрыто чешуёй, как дракон, а посередине лба у него рос один рог. Согласно древнекитайской традиции, так выглядело метафизическое символическое животное – священный Цилинь. Оно появляется лишь тогда, когда человечеству должен быть дарован какой-либо великий источник просвещения.
Цилинь принёс во рту нефритовую табличку, которую положил к ногам Цзин-цай. На табличке были начертаны слова: «Когда династия Чжоу будет клониться к закату, родится дитя чистое, как горный хрусталь, и станет властелином, но без владений».
После этого заговорили мудрецы, объявившие, что ребёнок будет превосходить мудростью всех смертных и его потомки будут чтить его как самого выдающегося предка. Они велели матери привязать кусок ткани к рогу священного животного, что она и сделала, после чего видение исчезло.
Рождению ребёнка, появление которого на свет было предопределено, сопутствовало множество чудесных обстоятельств, описанных в летописях царства Лу. Так осенью 551 года до н.э. в царстве Лу (ныне провинция Шаньдун на востоке Китая) при очень странных обстоятельствах появился на свет философ Кун Фу-цзы, достигший совершенства мудрец, почитаемый и прославленный Учитель, некоронованный император Китая.
Отец Конфуция умер, когда ему было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь заботам о своём необычном маленьком сыне и его воспитанию. С первых лет жизни мальчик отличался серьёзностью, необычными интеллектуальными способностями и беспредельной восприимчивостью к учению.
Маленькая семья жила в бедности. Конфуций занимал низкое положение и был вынужден заниматься физическим трудом и выполнять различные мелкие поручения. Когда ему было 16 лет, умерла его мать.
Мать, вознося молитвы предкам (это было необходимой частью культа предков, повсеместного в Китае), рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место. Поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени «искусства»: чтение и письмо, владение счётными навыками, выполнение ритуалов, исполнение и понимание музыки, стрельба из лука, управление колесницей. Овладение этими искусствами давало человеку статус аристократа, допуск в аристократическую среду.
Усердное учение принесло свои плоды. Конфуций был единственным, кто сдал со стопроцентным результатом сложнейшие экзамены.
Образованного юношу скоро заметили, и он начал свою карьеру при дворе царства Лу. Уже в 17 лет его назначили чиновником, ответственным за приём и выдачу зерна в царстве, а затем и чиновником, отвечающим за скот и пастбища.
В 22 года Конфуций занялся частным обучением людей, желающих сдать экзамены. Не нужно забывать, что в Китае всегда высоко ценилась образованность. Продвижение по карьерной лестнице было немыслимо без сдачи специальных экзаменов. Вскоре Конфуций прославился как самый знаменитый педагог в Китае.
За бесспорные достоинства в 25 лет Конфуций был замечен уже всем культурным сообществом и стал известным и уважаемым человеком во всём Китае. Приглашение правителя посетить столицу государства стало одним из важных моментов в его жизни. Во время этого путешествия произошла встреча Конфуция с престарелым мудрецом Лао-цзы.
В те времена имя Лао-цзы было на устах у его многочисленных поклонников. Конфуций слышал о нём. Взгляды Лао-цзы показались ему необычными. Позднее, когда во время своего путешествия он попал в императорскую библиотеку, где Лао-цзы был главным хранителем, оба мудреца встретились.
Из сохранившегося свидетельства об их встрече следует, что Конфуций сознавал превосходство Лао-цзы и сравнивал его с мудрым драконом, который, подобно ветру и облакам, парит на недосягаемой высоте.
Это путешествие позволило Конфуцию осознать себя в полной мере хранителем древней традиции и наставником. Он решил открыть свою частную школу, основанную на традиционных учениях, в которую набирал учеников вне зависимости от происхождения и материального достатка. Плата за обучение была чисто символической. Это был новый тип учебного заведения. По сути Конфуций основал первый китайский университет, в который ученики приезжали со всей страны. Их число доходило до 3000.
В своей школе Конфуций не только преподавал общеобразовательные предметы, но и учил познавать законы этого мира, людей, а также открывать в себе новые возможности. Он писал, что не просвещает того, кто не стремится к знаниям. Своих учеников хотел видеть целостными людьми, которые были бы полезны обществу и государству. Он учил нестандартно мыслить и составлять собственное мнение о явлениях окружающего мира.
Ученики Конфуция практиковали определённые дисциплины. Они умеряли крайние проявления своих эмоций, очищали разум от переменчивости и противоречий, культивировали сдержанность манер и правдивость даже в пустяках.
Предание гласит, что из всех учеников только 72 настолько выделялись проницательностью и сообразительностью, что Конфуций считал их своими настоящими учениками, разделявшими его мечту о грядущей эпохе.
Ученики Конфуция никогда не составляли особенного кружка, лишь немногие постоянно находились при нём. Но влияние его было огромно. Люди посредственных способностей и умеренного направления, сторонники «золотой середины» не могли быть, конечно, его последователями. Вокруг него собирались высоко одарённые, пылкие натуры, горячо жаждущие истины, или разумные люди, ищущие блага и понимающие, что следует избегать зла. В таких у мудреца никогда не было недостатка, и они всей душой привязывались к Учителю. Многие ученики Конфуция впоследствии стали занимать видные государственные посты в различных царствах.
Конфуций принадлежал к сословию служилых людей, из которых в то время формировался управленческий аппарат. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – всё это вызывало резкую критику ревнителей старины, к которым относился и Конфуций. Поэтому неудивительно, что их в первую очередь интересовали проблемы «умиротворения Поднебесной», вопросы морали и этики, правил человеческого общежития, обязанностей и задач правителя. Прошлое они рассматривали как «Золотой век», достойный подражания.
Конфуций оставался верным старинному порядку мышления и действия, потому что для него они олицетворяли волю Небес. Он ощущал в себе призвание к осуществлению практической реконструкции принятых в человеческом обществе норм этики. Он написал специальные правила поведения для всех сословий Китая. Философ мечтал о «Золотом веке», или идеальном государстве, когда всё зло и вражда исчезнут и воцарится Истина. Он так выразил эту мечту: «Когда восторжествует великий принцип, весь мир превратится в республику; изберут людей талантливых, добродетельных, знающих; заговорят об искреннем согласии и будут добиваться всеобщего мира… Старикам до самой смерти будет гарантировано надлежащее обеспечение, людям среднего возраста – постоянная работа, а молодым – средства к существованию на период взросления».
Мечта Конфуция о новом веке полностью соответствует платоновскому идеалу правления избранных философов. Его глубокий ум, склонный к научным занятиям, ещё в раннем возрасте интересовали политические и социальные аспекты китайской жизни. Само собой понятно, что такому благородному человеку, как Конфуций, тяжело было посвятить себя общественному служению в это смутное время. С другой стороны, мысль отказаться от исполнения этого долга была противна всем его убеждениям, так как, согласно его воззрениям, мудрость состоит не в отречении от мира или аскетизме, но в проведении истинных принципов в государственной жизни. Поэтому он постоянно занимал какую-нибудь должность, лишь только предоставлялась к тому малейшая возможность. Случалось это, правда, довольно редко.
Когда Конфуцию было 29 лет, царство Лу посетил правитель соседнего царства Ци и пригласил знаменитого мудреца на работу в своё царство. Прожив там несколько лет, из-за интриг местной аристократии Конфуций был вынужден вернуться в Лу.
В 50-летнем возрасте Конфуция возвели в звание префекта, а год спустя последовало новое повышение на должность главного судьи. Через 3 года он занял высший государственный пост – министра правосудия. Теперь в его ведении были политические преступления и уголовные дела. По сути, у Конфуция были функции верховного прокурора. Благодаря этому он становился ближайшим советником царя.
На этом посту мудрец был очень активен. Он проявил себя как опытный и умелый политик, ценящий и знающий ритуалы, а также как справедливый судья. Его правление было весьма успешным. Конфуций так много сделал для царства Лу, что близлежащие царства стали опасаться блестяще развивающегося, благодаря усилиям одной личности, государства. Мудрец отличался бескомпромиссной честностью, и в период такого политического упадка и коррупции, каким был закат династии Чжоу, он стал мишенью завистливых интриганов. Наветы и клевета аристократов из царства Ци привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам мудреца.
Конфуций стал понимать бесперспективность попыток справиться политическими методами с развращённостью нравов и продажностью чиновников. В нём был силён дух реформатора, он сознавал, что предстоит преодолеть много пороков, прежде чем закон сможет действовать как беспристрастный регулятор людских дел.
Осознав невозможность повлиять на политику государства, в знак протеста Конфуций подал в отставку и покинул царство Лу. Последующие 14 лет он в сопровождении учеников странствовал по разным царствам Китая, пытаясь донести свои идеи правителям и надеясь найти тех правителей, которые были бы способны осуществить «истинное правление». За это время он посетил различные государства, вращался при дворах и в народе, давая предостережения, проповедуя свои идеи, внушал идеалы, которые должны были впоследствии изменить всю китайскую цивилизацию. Местами ему воздавали почести, заискивали и льстили; впрочем, никогда не давали почётных должностей. Подчас его преследовали и даже покушались на его жизнь.
В конце концов, благодаря влиянию одного ученика, который занимал высокий пост в царстве Лу, Конфуций был возвращён на родину. Ему было тогда около 70 лет, и он уже до самой смерти не играл более никакой политической роли.
Конфуций был вынужден оставаться в стороне и наблюдать упадок культуры, порядка, традиций и церемоний. Люди больше не изучали оды и летописи. Они больше не отправляли обряды. Всё, что казалось Конфуцию прекрасным и утончённым, было принесено в жертву алчности и вражде. Поэтому он взял на себя обязанности продолжателя и хранителя заведённого исстари порядка в обществе. Собирая воедино то, что, по его мнению, должно было быть духом китайской культуры, он заново редактировал, перерабатывал и исправлял письменные источники, выполняя самую насущную задачу из всех, за которые ему когда-либо приходилось браться.
Остаток жизни Конфуций провёл, обучая новых учеников в своей школе, систематизируя литературное наследие прошлого и подготавливая к печати летописи царства Лу.
Незадолго до кончины философ увидел странный сон. Какой-то охотник убил в лесах Лу странное чудовище. Он принёс тушу в город, чтобы показать изумлённой толпе. Убитое животное было размером с корову, покрытое чешуёй, с одним рогом. Это был Цилинь – символическое животное мудрости. Увидев его, Конфуций заявил, что смерть этого животного предвещает его собственный конец. Вскоре после этого он слёг и больше не поднялся со своего ложа. Конфуций умер в 479 году до н.э. в возрасте 73-х лет в окружении учеников. Его могила сохранилась до наших дней.