БУДДИЗМ В ТИБЕТЕ

Буддизм Ваджраяна, самый малочисленный из трёх направлений буддизма, часто называют тибетским, поскольку он процветал в Тибете как доминирующая религия. Его ещё называют «ламаизм», но это неправильно.

Ваджраяна перебралась в Тибет двумя большими волнами: в 8-ом и 11-ом веках. На новом месте она породила цивилизацию, в которой творчески сочеталось монашество в духе тхеравады, изучение и осмысление текстов Махаяны, магические ритуальные традиции тантры и шаманские верования и обряды местной религии Бон.

Начало распространения буддизма в Тибете окутано легендами, но в любом случае знакомство народа Страны Снегов с индийским учением началось не ранее 7-го века. В это время Тибет был мощной в военном отношении державой, которой управляли цари. Национальная религия Бон представляла собой одну из форм центральноазиатского шаманизма.

К началу распространения буддизма Тибет был молодым, но сильным государством, доставлявшим много беспокойства своим соседям, прежде всего китайской империи Тан.

В первой половине 7-го века на престол вступил первый из тибетских «царей Дхармы», который взял в жёны двух принцесс – дочь царя Непала и дочь китайского императора. Обе жены были буддистками, которые привезли с собой в Тибет буддийские тексты и предметы культа. Особенно важным даром была большая статуя Будды, которая и сейчас считается одной из главных святынь Тибета и находится в монастыре в Лхасе, исторической столице Тибета. Обычно появление буддизма в Тибете отсчитывают от этой точки.

Кроме того царь послал в Индию своего сановника, который на основе индийского бенгальского письма разработал национальный тибетский алфавит. Таким образом у тибетцев появилась письменность. Он же написал первую грамматику тибетского языка, взяв за образец грамматики санскрита.

В последующие 100 лет буддизм очень медленно укоренялся в тибетском обществе, оставаясь в целом религией инородной и чуждой тибетцам. Ситуация начала меняться в середине 8-го века, когда в Тибет был приглашён из Индии буддийский философ и проповедник, настоятель монастыря Наланда Шантаракшита. Он основал первые буддийские монастыри, прежде всего монастырь Самье недалеко от Лхасы, построенный в форме мандалы, и впервые постриг в монахи несколько тибетцев из знатных кланов. За свой огромный труд по распространению буддизма в Тибете Шантаракшита получил почётный титул «Ачарья-бодхисаттва», то есть «Бодхисаттва-Учитель».

Однако классическая Махаяна с трудом воспринималась неискушёнными в философских и этических тонкостях тибетцами, бывшими тогда народом воинственным и неукротимым. К тому же бонские жрецы и шаманы чинили распространению буддизма различные препятствия, ссылаясь на волю богов и демонов Тибета. Поэтому в Тибет пригласили тантрического йогина и чудотворца Падмасамбхаву. Как сообщает тибетское житие, Падмасамбхава посрамил бонских жрецов и колдунов, превзойдя их магическое искусство. Он сыграл столь важную роль в распространении буддизма в Тибете, что его почитают там почти наравне с Буддой, считая воплощением Будды Амитабхи (Будды Безграничного Света).

После кончины Шантаракшиты на смену ему из Индии прибыл его ученик и преемник Камалашила, с именем которого связаны знаменитые дебаты в монастыре Самье, сыгравшие важную роль в развитии буддизма в Тибете.

Дело в том, что одновременно с индийскими монахами в Тибете стали появляться и китайские проповедники буддизма, и ранний тибетский буддизм сочетал в себе элементы как индийского, так и китайского учений. Однако вскоре выяснилось, что между индийским и китайским учениями существуют серьёзные противоречия. В Самье состоялся диспут между буддийскими учёными из Индии во главе с Камалашилой и китайскими буддистами для выяснения, какой из вариантов учения истинный и в большей мере соответствует учению самого Будды. Верх одержали индийские философы.

Таким образом, с 7-го по 9-ый век процесс распространения буддизма в Тибете протекал долго и трудно. В это время он затронул только верхушку общества. Буддистами (включая монахов) были прежде всего аристократы.

В первой половине 9-го века началась регулярная работа по переводу санскритских канонических текстов на тибетский язык. Однако уже со второй половины 9-го века начались кровопролитные междоусобицы и смуты, приведшие к распаду Тибетского государства на отдельные феодальные владения. Тёмные времена в тибетской истории продолжались около 150-ти лет, до начала 11-го века. Но единым Тибет станет только в 17-ом веке.

Распад тибетского государства крайне отрицательно сказался и на буддизме в этой стране. В конце 9-го века буддизм пришёл в полный упадок. Можно сказать, что в это время буддизм в Тибете существовал скорее номинально. Монастыри разрушались. В оставшихся тибетских монастырях практически исчезла традиция Винаи. Сами монастыри превратились в своего рода общежития для семейного духовенства. Правила истолкования тантр были забыты, и их начали понимать буквально, что привело к совершенно невероятному росту распущенности духовенства, а также к расцвету грубой магии и колдовства. Этот упадок продолжался до середины 11-го века, когда началось быстрое возрождение буддизма.

Теперь буддизм стал быстро распространяться и среди простого народа. Тибетцы стали жадно ловить каждое слово индийских учителей и быстро усваивать весь объём буддийского учения в его позднемахаянской форме. Монахи и миряне Тибета окончательно и бесповоротно обратились в сторону Индии, воспринимая, сохраняя и развивая богатейшее наследие её буддийской культуры. За каких-нибудь 100–200 лет Тибет превратился в подлинную цитадель буддизма.

Восстановление буддийской традиции в Тибете шло двумя путями: реставрация монашеской традиции Винаи и распространение йогических форм тантрического буддизма Ваджраяны.

Создавались школы, которые стремились не только возродить строгие принципы монастырских уставов, но и ввести в рамки Винаи ваджраянскую практику тантрической йоги, а также разработать систему монастырского образования и классической монашеской учёности. Кроме того тибетские монахи активно занимались переводами буддийского канона и философских сочинений на тибетский язык.

В 11–14 веках наблюдался пик активной переводческой деятельности. Именно в это время не только делаются новые точные переводы санскритских текстов, но и формируется тибетское Священное Писание Типитака (Ганджур).

Уже первые переводчики санскритских текстов на тибетский язык столкнулись со сложной проблемой: в языке незатейливых горцев не было слов для передачи изощрённой религиозно-философской терминологии буддизма. В результате тибетские монахи  и их индийские помощники фактически создали новый, в значительной степени искусственный, тибетский язык, породив огромное количество новых слов, по сути являющихся калькой санскритских терминов.

С одной из буддийских школ была связана появившаяся в Тибете традиция «тулку» – поиск новорожденных мальчиков, которые считались переродившимися буддийскими святыми или мудрецами.

В 12-ом веке была создана школа тибетского буддизма Сакья, благодаря которой возник титул Далай-лама. Школа прославилась тем, что приложила много усилий к созданию единого теократического государства в Тибете.

Далай-лама – важная фигура в тибетской культуре. Буквально этот титул переводится как «Лама-океан» или «великий Лама». Его почитают наряду с Буддой, Дхармой и Сангхой, считая четвёртой драгоценностью, объединяющей всех тибетских буддистов. С 1639 года Далай-лама соединил в себе духовную и светскую власть, которая никогда не передавалась по наследству. Для выбора нового ламы существовала традиция тулку.

Ещё одной особенностью буддийской философии Тибета было очень почтительное и внимательное отношение к смерти, потому что считалось, что можно достичь просветления также при правильном отходе от этой жизни.  

Наиболее известный на Западе текст Ваджраяны – Тибетская «Книга Мёртвых», которая имеет духовную, научную и психологическую ценность. Это руководство по погребению направляет сознание умершего в промежуточном состоянии между смертью и перерождением (Бардо) и описывает те состояния, которые переживает душа в Бардо, чтобы помочь ей противостоять узам, притягивающим к Сансаре, и полностью освободиться от страданий.

Буддизм Ваджраяны веками процветал в Тибете, пока в середине 20-го века туда не вторглись китайцы, вынудив Далай-ламу и его правительство отправиться в изгнание в Индию. Так закончилась история традиционного Тибета, и началась история тибетской диаспоры в изгнании.

 

Назад Вперед