МЕККА – СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД АРАБОВ

Арабская легенда гласит, что у библейского Авраама было две любимых жены – Сара и Хаджар. Сара родила Аврааму сына Исаака, а Хаджар родила Аврааму сына Исмаила.

Маленький сын Авраама и Хаджар Исмаил, топнув ножкой, открыл в пустыне священный источник с престной водой. Когда Авраам узнал о чуде, которое случилось с его сыном Исмаилом в пустыне, он пришёл к этому источнику и построил рядом с ним Храм. В восточном углу Храма установил Чёрный Камень, который унаследовал от своих праотцов и который принёс с собой из райского сада Адам, первый человек на Земле.

Рядом с этим Храмом, получившим название Каа́ба, у священного источника Исмаила, названного Земзем, и остались Хаджра и её сын. Там Исмаил вырос и обзавёлся большой семьёй. Дети и внуки Исмаила построили вокруг Священного Храма Священный город – Мекку.

Потомков Исмаила становилось всё больше и больше, и они образовали народ, названный арабами. Арабы стали распространяться по всему Аравийскому полуострову, но независимо от того, как далеко они уезжали и где селились, Мекка оставалась для них Священным городом. В Мекку, город Бога, они приходили паломниками, чтобы помолиться в Каабе, поцеловать Чёрный Камень, полученный от Адама, и попить святой воды из колодца Исмаила.

Потомки Исаака, сына Авраама и Сары, размножившись, образовали народ, названный евреями.

 

Доисламские арабы – один из многих семитических народов, обитавших на Аравийском полуострове с незапамятных времён,– были земледельцами и кочевниками-бедуинами.

Гордое сознание чести и свободы, сильная чувственная возбуждаемость, полная беззаботность касательно будущности – вот характерные черты сына пустыни. Он от природы хищник и в то же время склонен к кровавому мщению за всякое оскорбление его личной чести. За поступки его несет ответственность не только он сам, но и всё племя, к которому он принадлежит. Порвать племенные узы он считает для себя величайшим стыдом и верной гибелью. Точно так же его соплеменники обязаны не оставлять его, помогать ему во всех обстоятельствах жизни и отомстить за него в случае его насильственной смерти.

На Аравийском полуострове в те времена существовало много кланов и племён, и у каждого племени были свои собственные идолы и верования. Племена часто жестоко воевали между собой и высмеивали веру друг друга, сознавая, однако, свою общность благодаря общим предкам. Из-за этого между различными племенами исстари существовала закоренелая вражда, которая в течение целых столетий вела к бесконечным кровавым распрям.

Религия была делом племени. Религиозная общность и племенная связь были однозначащи. Поэтому каждый отдельно взятый член племени относился довольно безразлично к религиозным делам и следовал обычаю предков независимо от личного убеждения.

Подобно всем народам древности, арабы были язычниками. Они поклонялись силам Природы, а также памяти своих предков – Авраама и Исмаила. Над всеми богами Природы, духами и идолами стоял самый главный бог – Аллах (слово Аллах – по-арабски Бог).

Для каждого араба важную роль играли культ Аллаха и меккская святыня, о которой упоминает уже древнегреческий историк Диодор Сицилийский (около 90–30 гг.до н.э.). Она представляла собою черный камень, и вместе со своим помещением (божьим домом), в восточном углу которого он был вделан в стену, называлась Кааба (куб). Кааба являлась центральным святилищем всей Аравии, в котором каждое племя имело собственного кумира. Подобно Каабе в Мекке, и другие священные места Аравии были отмечены священными камнями-мегалитами.

У арабских племён сложился обычай в известные священные месяцы прекращать все распри, откладывать на время военные предприятия и мирно встречаться друг с другом, устраивать ярмарки, праздничные развлечения и т.д. Затем на горе Арафат устраивалось самое большое религиозное праздничное собрание, которое называлось Хадж, и всё заканчивалось великим торжественным жертвоприношением в долине Мина. Богомольцы, посетители празднеств, нередко также посещали и Каабу в Мекке, которая находилась невдалеке, чтобы согласно обычаю обойти семь раз вокруг святилища, облобызать Черный Камень, напиться воды из Святого источника. Благодаря празднику Хадж Мекка очень скоро сделалась местом, куда стремились богомольцы, Кааба стала центральным святилищем Аравии, а сам праздник Хадж занял своё место в религиозной жизни.

Мекка была местом торгов. Во время своих паломнических поездок к Священному Храму арабы привозили с собой ладан, специи и благовония, выращиваемые в оазисах Аравии, которые продавали и обменивали на рынках Мекки. Вообще издавна гавани южной Аравии служили перевалочными пунктами индийских товаров и через Аравийский полуостров проходил основной торговый путь (так называемая «дорога благовоний»), связывающий южную Аравию с другими странами.

К 6-му веку н.э. на побережье Красного моря вдоль оживлённых торговых путей уже существовали небольшие города-государства (Йемен, Мекка, Ясриб, Текка и другие), которые жили за счёт торговли, а также отчасти ремесла и ростовщичества. Важнейшим источником процветания этих городов являлась торговля миррой, ладаном и другими благовониями, которые пользовались спросом на рынках Египта, Передней Азии, Греции и Рима. На караванной торговле наживались и городские арабы (торговцы и ремесленники), и кочевые племена бедуинов, шейхи которых взимали свою долю за беспрепятственный проход караванов. Эта южная дорога была более спокойная и надёжная, чем на севере Аравии, и поэтому процветала.

В это время в Аравии были поселения и иудеев, и христиан, которые проповедовали свои религии. Но арабы, оставаясь язычниками, не слушали ни тех ни других. Их интересовали только торговля, искусство верховой езды, состязания поэтов и удовольствия, которые они черпали в вине и азартных играх.

Арабы постепенно теряли веру в силу воды из источника Земзем, святость Каабы и божественную природу идолов. А когда их вера в святые вещи стала иссякать, они пустились в азартные игры, пьянство и предсказания будущего. Аравию заполонили звездочёты, предсказатели, гадалки, факиры.

В начале 6-го века Иран практически взял в свои руки всю транзитную торговлю и направил её по северному пути, по северу Аравийского полуострова. Южноаравийская торговля захирела, её торговые центры оказались в состоянии серьёзного кризиса, задевшего и интересы кочевых арабских племён.

Напряжённость кризисной ситуации отразилась и в духовной сфере. Южноаравийские арабы, потерявшие привычные источники доходов, остро ощутили свою слабость, разобщённость, неспособность противостоять свалившимся на них ударам. Но арабы нашли в себе силы создать мощный объединяющий импульс, причём генератором этого импульса оказалась новая религия.

В это время в южной Аравии широко распространилось движение пророков-проповедников, призывавших отказаться от языческого поклонения разным богам и идолам в пользу единого Бога, Аллаха. Однако до поры до времени проповедь ни одного из них успеха не имела, хотя все они внесли определённый вклад в накопление того нового качества, которое рано или поздно должно было как-то проявиться.

Достоверно известно, что праздник Хадж имел большое значение в деле религиозного развития арабов, и значение это с течением времени всё более возрастало. Здесь, при общих для всех культовых отправлениях, частные племенные боги отодвигались на задний план, здесь привыкали говорить об Аллахе в смысле Бога вообще. В этом понятии сосредоточивалось сознание всего Божественного. Оставалось сделать один последний шаг, чтобы перейти к монотеизму. Возможность перехода к последовательному монотеизму была создана Пророком Мухаммедом из Мекки.

 

Назад Вперед