Бхакти-йога – индуизм преданности

Как джайнисты и буддисты шли навстречу потребности кшатриев и дали им религию, которая прежде была монополией брахманов, так же точно благодаря сектам открылся путь спасения и низшим варнам, до тех пор не принимавшим непосредственного участия в религиозных движениях.

По мере развития индуизма обычные люди из низших варн тоже стали стремиться к спасению. Они хотели достигнуть его в этой жизни, при этом не расставаясь с друзьями и родными, не отказываясь от успеха и секса. Поэтому примерно во времена Иисуса, в начале нашей эры, развитие индуизма приняло более популярное направление, сегодня называемое бхакти-йогой, или учением преданности избранному божеству.

Неизвестен определённый год или даже век начала этого направления. Различные течения бхакти, в большей или меньшей степени, присутствовали на разных этапах истории Индии. Индуизм преданности – это скорее накопленная в течение 1–5 веков н.э. совокупность общин, верований, убеждений и практик. Он предназначен не для жрецов и отшельников, а для простых мужчин и женщин, для которых индуизм – это призывание милости богов в повседневную жизнь.

Санскрит и замысловатые споры «Упанишад» странствующих аскетов сменились разговорными языками, песнями, стихами, пьесами, танцами и усердным почитанием избранного божества. Приверженцы бхакти-йоги дали волю и телу, и чувству; они восхваляли тело как храм избранного ими бога.

Экстаз поклонения в духе бхакти особенно акцентировал индуистский реформатор Чайтанья (1485–1533 гг.), песни и танцы которого, посвящённые богу Кришне, по сей день живы, благодаря Международному обществу сознания Кришны, члены которого считают Кришну верховным повелителем Вселенной.

Таким образом, бхакти-йога сумела приспособиться к точкам зрения как приверженцев более древних религиозных форм, так и более современных верующих. Она удовлетворяет требованиям и учёных теологов с их склонностью к умозрениям, и наивного или грубого мирянина, привыкшего к волшебству и суеверию. Но, идя навстречу требованиям мирянина, она всё-таки заставляет его подвинуться на шаг вперёд.

 

Представлений о Боге как о безличной и невыразимой Силе (Абсолюте) ныне придерживаются лишь отдельные философы-индуисты. Для всех прочих Бог – личность, он эмоционален и даже эротичен. Сегодня индуизм – путь преданности избранному божеству, а богов – огромное количество.

 Великие боги индуизма имеют иногда имя, а иногда и характерные черты, общие с древними богами «Веды». При этом боги, некогда занимавшие центральное место, становятся второстепенными, и наоборот. Здесь боги являются верховными существами, управляющими миром. Каждый из них играет свою особую роль. Все эти божества требуют поклонения от своих последователей, которое можно исполнять в храмах или у семейных алтарей.

Хотя обычно основными богами в индуизме считалась тримурти (триада), в которую включали Брахму (Создателя), Вишну (Хранителя) и Шиву (Разрушителя), в настоящее время Брахма отошёл на задний план. Брахма не имеет ни своих пагод, ни праздничных дней и постов, ни жертв.

Сегодня тримурти – это Вишну, Шива и Махадеви, или Шакти («Великая богиня»), а 3 основные ветви индуизма в духе бхакти – вайшнаизм (поклонение Вишну), шиваизм (поклонение Шиве) и шактизм (поклонение великой богине, или Шакти).

 

В индуизме большую роль играют жрецы, не в качестве приносителей жертв, как в ведизме, но как учителя (гуру) и руководители религиозной жизни. Личность гуру является посредником между человеком и божеством.

Для низших классов, у которых нет ни денег, ни образования для того, чтобы на самом деле принимать участие в религиозной жизни, достаточно чисто наружного почитания божества или гуру или просто присоединения к культу.

Культ сосредоточивается вокруг индуистских храмов, которых в Индии имеется громадное количество. Центр тяжести культа лежит в многообразном чествовании изображений богов и идолов, что выражается в пёстром разнообразии церемоний, в форме которых совершаются священнодействия. Обряды состоят не только в омовениях, жертвоприношениях, произнесении молитв и торжественных процессиях, но также в смехе, пении и танцах, вообще во всех возможных проявлениях экстаза.

Центральное место среди ритуалов индуизма преданности занимает пуджа – принесение пищи. Обряд проводят и в храмах, и у домашнего алтаря, ставя перед изображением божества фрукты, гирлянды цветов, зажжёные светильники и благовонные курения. В храмах часть пищи жрец возьмёт как дар богу, а часть вернёт прихожанину как освящённую пищу, возвращённую богом.

Широко отмечаются религиозные праздники, которых очень много. Они собирают массу народа. Обычно люди приходят на них в ярких одеждах, с семьями и детьми, приносят специальное угощение, поют и танцуют на улицах перед храмом.

В дни храмовых праздников совершается паломничество к святым местам.

Особое положение занимает культ воды. Повсюду священные озёра и ручьи, всякий речной берег считается священной почвой. Прежде всего, за святыню признаётся река Ганг, и паломничества, столь распространённые в Индии, направляются преимущественно к этой реке.

 

В индуизме существует большое количество Священных Писаний. Индуисты разделяют свои многочисленные Священные Писания на 2 категории: шрути («услышанное», или тексты, авторитетность которых имеет божественную природу) и смрити («запомненное», или тексты, авторитетность которых определили люди).

Шрути – это Писания, связанные с богами и появившиеся вместе с ними. Они содержат вечные Знания, которые впоследствии были «услышаны» мудрецами и передавались в устной форме, пока не были записаны.

К шрути относят «Веды» (собрание из 4-х книг) плюс ещё 3 категории ведических Писаний: «Брахманы» (книги жрецов), «Араньяки» («лесные» книги с правилами поведения для отшельников) и «Упанишады» (тайные учения, изложение основной сути «Вед»).

Древнейшее из Писаний – «Ригведа» (самая важная из «Вед»), собрание из 1028-ми гимнов, которые сочинялись веками и датированы не позднее 1200-ым годом до н.э.

Наиболее поздние – «Упанишады»; они были составлены, вероятно, в 600-х––300-х годах до н.э., а в записанном виде появились значительно позднее.

 Смрити – это то, что «произнесли» мудрецы, это истолкование мудрецами буквы и духа священного Знания («Вед»).

К смрити относят эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».

«Бхагавадгита» является частью «Махабхараты» и считается самым широко известным и изучаемым из всех священных текстов индуизма. В ней изложена основная суть «Вед». Она ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим Священным Писанием индуизма.

К смрити также относят «Пураны», в которых индуистские верования и философия изложены в более лёгкой и доступной форме.

 

Широкое распространение Бхакти-йога получила в Южной Индии лишь в 7-ом веке н.э., а в Северной Индии – в 12-ом. Но едва такой подход к религиозному поклонению стал известен, он быстро затмил философский подход «Упанишад» и стал самым популярным в Индии путём к божественному.

В 16–19 веках в индийской империи Великих Моголов царил ислам. Эпоха христианского правления продолжалась в 19–20 веках, с появлением Британской Индии. Однако индуизм преданности пережил оба периода. Он вытеснил и буддизм, и ислам, и христианство.

Это объясняется тем, что индуизм неизменно впитывал в себя новые веяния, вместо того, чтобы отгораживаться от них. Удивительная эластичность сект помогла понять сущность новых религий и попытаться усвоить себе их выгодные стороны. Одним из таких реформаторов, который пытался объединить ислам с индуизмом, был великий средневековый индийский поэт Кабир (1440–1518 гг.).

Таким образом, в индуизме возникли направления, которые сумели соединить с индуизмом привлекательные стороны новых религий и удержать верующих.

Сегодня в Индии насчитывается несколько миллионов санньясинов и почти миллиард приверженцев Бхакти-йоги. Индуизм преданности является доминирующей религией в Индии и в Непале. Кроме того индуисты есть во всех странах, где живут индусы. 

 

Назад Вперед