СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ИНДИИ

Со времени возникновения индуизм претерпел много изменений в своём развитии, и сейчас в Индии доминирует индуизм преданности – Бхакти-йога. Индуистами обычно становятся по рождению в семье индуистов, а не в результате обращения в веру.

В наши дни в Индии существует несколько религий, много религиозных течений и школ. Однако бо́льшая часть индийцев (80% населения) твёрдо придерживается индуизма. Около 13% – последователи ислама, 2% – исповедуют христианство. В Индии зародились и  существуют буддизм, джайнизм и сикхизм, а также с ней связаны иудаизм и зороастризм; но их приверженцев в стране немного.

Межрелигиозные браки распространены мало, но в целом индийцы толерантны к различным верованиям в стране.

Конституция Индии объявляет государство светским и разрешает исповедовать любую религию.

Современный индуизм образует последний пласт этой древнейшей религии – индуизм преданности. По словам американского религиоведа, профессора Бостонского университета Стивена Протеро, «его приверженцы – интеллектуалы индуистского возрождения 19-го века и далее, поставившие перед собой цель привести индуизм к диалогу с исламом, христианством и современным миром», вывести его на один уровень с мировыми религиями. 

С другой стороны, современный индуизм – это распространённая вера обычных отцов, матерей и детей, стремящихся достичь мокши (избавления от страданий) посредством простой любви. Сансара остаётся проблемой, а мокша – её решением, но теперь путь к духовному освобождению стал быстрее и проще. Люди надеются, что милостью избранного божества можно будет получить не только освобождение от колеса перерождений, но и счастье здесь и сейчас. Верующие в молитвах просят богов разрешить их сиюминутные проблемы.

Индуисты поклоняются многочисленным богам с помощью разных путей (марга), практик (йога) и «лицезрения» божества (даршана). Каждое направление индуизма обладает своей собственной философией и различными способами достижения цели. Многие индийские секты, известные как различные верования, в действительности видят в себе самих лишь различные разветвления единой вечной религии Индии, причём, конечно, каждая считает, что она лучше всех других выражает и толкует основную религию.

Последователи индуизма считают, что существует множество путей, ведущих к Богу. Поэтому какой-либо вражды или соперничества между сектами нет. Они свободно обмениваются идеями, ведут обсуждения и оттачивают философию своих школ.

У индуистов есть общие Священные Писания (шрути и смрити), общий сакральный символ (Ом) и общий духовный центр (город Варанаси в Северной Индии), который имеет для индуистов такое же значение, как Ватикан для католиков, но нет ни основателя религии, ни нынешнего лидера. У них отсутствует и общий Символ веры, и механизм отлучения от религии.

Священные Писания индуизма «Рамаяна» и «Махабхарата» относятся к категории смрити и, следовательно, казалось бы должны занимать второстепенное положение (по сравнению с шрути). На самом же деле они оказывают на преданных индуистов значительно большее влияние, чем «Веды». В давние времена эти предания передавали народу устно родители, гуру, певцы, танцовщики и кукловоды. Сейчас молодёжь узнаёт о них из комиксов, телепередач или интернета. Сюжеты из «Рамаяны» и «Махабхараты» показывают в телесериалах.

Поскольку «Рамаяну» чтят не только индуисты, но и джайнисты, буддисты и даже мусульмане, она стоит в одном ряду с Библией, Кораном и «Лунь Юй» Конфуция как одна из 4-х книг, оказавших наиболее заметное влияние на человечество.

У приверженцев различных течений есть свои божества, свои храмы, свой дизайн одежды, свои религиозные праздники и способы их проведения. Но все они похожи в том, что верят в перевоплощение, Карму и Нирвану. Не имеет значения, насколько разнятся верования в этих течениях, их адепты ведут одинаковый образ жизни. Поэтому индуизм не столько религия, сколько образ жизни.

 

Индуизм – единственная в мире религия, которая поддерживает деление людей на касты.

Формально кастовая дискриминация в Индии исчезла в 1950-ом году, когда равноправие каст было закреплено в конституции. Теперь даже говорить о кастах в стране считается неприличным. Но в реальной жизни дискриминация по-прежнему пронизывает индийское общество сверху донизу.

Конституция особенно выделяет доступность храмов и общественных мест для всех каст. Она скорее нацелена на то, чтобы убрать понятие «неприкасаемые», чем на размытие границ между кастами. Конституция сделала неприкасаемых равными в правах со всеми, но лишь на бумаге. Правда, следует заметить, что считать абсолютно всех неприкасаемых необразованными и бедными не верно. В Индии, даже до обретения ею независимости, были неприкасаемые, которые смогли достичь успеха в социуме. Самый известный из них – индийский общественный деятель, автор конституции Индии, который получил юридическое образование в Англии.

Варны и касты в наше время считаются пережитком прошлого, но это зря – система остаётся. В больших городах границы несколько стираются, особенно в среде либеральной интеллигенции и в бизнес-сообществе, а вот в деревнях старый уклад по-прежнему сохранён.

Варны сегодня не играют такой роли, как раньше, но влияние каст по-прежнему сильно. Исследование, проведённое в 7-ми крупнейших городах Индии, показало, что богатые и бедные представители одной касты уживаются вместе лучше, чем две богатые (или бедные) семьи из разных каст.

Индуисты веруют в святость каст, поэтому кастовая иерархия сохраняется в сфере ритуала и частной жизни, регламентируя бытовые и религиозные отношения индусов. Человек, принадлежащий к более высокой касте, не станет есть и пить с человеком низшей касты. Они не ходят в одни и те же храмы, не разрешают своим детям играть вместе. Чем ниже каста, тем хуже относятся к её представителям.

 

Древнейшая из великих религий индуизм занимает третье место в мире по численности приверженцев после христианства и ислама, значительно опережая буддизм, безоговорочно признаваемый мировой религией. Индуизм исповедуют примерно 900 миллионов человек, или около 15% населения Земли.

Индуисты живут преимущественно в Индии, составляя 80% населения страны. Однако ещё в 1-ом тысячелетии новой эры индуизм распространился по всей Юго-Восточной Азии. Современный индуизм – религия большей части населения Непала, миллионы индуистов насчитываются в таких странах, как Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, а также в Великобритании, Канаде, США и др.

В США американских индуистов воспринимают как «образцовое меньшинство», благодаря их успехам в учёбе и работе. Индуистам принадлежит 40% компаний в сфере высоких технологий, базирующихся в калифорнийской Силиконовой (Кремниевой) долине. На родине, в Индии, индуисты формируют значительную долю стремительно индустриализирующейся экономики, которая, как предсказывают многие, вскоре повторит успех китайской.

Во второй половине 20-го века индуизм распространился за пределы Индии и приобрёл много последователей по всему миру. Сегодня он широко известен на Западе, и причина тому йога, занятия которой предлагают чуть ли не на каждом углу в больших городах от Сан-Франциско до Парижа, Берлина и Москвы. Стали привычными такие идеи, как реинкарнация, Карма и вегетарианство. Закон Кармы получил огромную популярность во всём мире, и о нём говорят даже люди, далёкие от индуизма и брахманизма.

Итак, индуизм не столько термин, обозначающий единую религию, сколько собирательное понятие для религиозной традиции, подарившей миру идею Кармы, представление о реинкарнации и йогу. Под сакральной сенью индуизма соседствует немыслимое разнообразие религиозных убеждений и норм поведения, бытующих в невероятно сложных и противоречивых условиях Индийского субконтинента и его диаспор. Родина первых религий, Индия, не перестаёт удивлять весь мир своей уникальностью и экзотичностью, а учёными ставится вопрос о признании индуизма одной из мировых религий. 

 

Назад Вперед