Анима. Эрос.

Анима

В бессознательном мужчины существует коллективный образ женщины (Анима), который он тысячелетиями носит в себе и с помощью которого он постигает природу женщин. Подобно тому, как первообраз матери является обобщенным образом всех матерей прошлого, так и образ Анимы представляет собой коллективный образ женщины, который обнаруживает черты, точь-в-точь совпадающие у многих совершенно разных в индивидуальном отношении мужчин. Архетип Анимы вмещает в себя все женские образы – не только матери, но и дочери, сестры, возлюбленной, небесной богини и распутницы.

Анима – биполярная фигура, и поэтому в сновидениях, мифах и сказках она может появляться то как позитивная, то как негативная; то как старая, то как юная; то как мать, то как девушка; то как благосклонная фея, то как ведьма; то как святая, то как блудница.

Анима всегда проецируется на конкретную женщину, ибо всё бессознательное проецируется, чтобы проявиться. Первой носительницей этого душевного образа, очевидно, всегда выступает мать. Позднее это те женщины, которые возбуждают чувства мужчины, всё равно в позитивном или негативном смысле.

Поскольку мать – первая носительница этого образа с раннего возраста, то отделение от нее – сколь деликатное, столь же и важное дело высочайшего воспитательного значения. Поэтому уже у дикарей мы находим множество обычаев, организующих это отделение. Простого взросления и внешнего отделения недостаточно, нужны еще совершенно особое посвящение в мужчины и церемония второго рождения, чтобы по-настоящему реализовать отделение от матери (а тем самым от детства).......

Как отец выступает в качестве защиты от опасности внешнего мира и тем самым становится для сына образчиком Персоны, так и мать для него – защита от опасностей, угрожающих его душе из мрака внутреннего мира. Поэтому при посвящении в мужчины юноша получает наставления относительно потусторонних вещей, благодаря чему оказывается в состоянии отказаться от материнской защиты. Современный культурный человек оказался лишенным этой, несмотря на всю первобытность, в сущности, превосходной воспитательной меры.......

Защита от бессознательного, которую означала мать, у современного человека осталась ничем не замененной, в результате чего он бессознательно так формирует свой идеал брака, что жене приходится максимально брать на себя магическую материнскую роль.......

Образ Анимы, который придает матери в глазах сына сверхчеловеческий блеск, постепенно стирается и тускнеет из-за банальной повседневности и потому переходит во владение бессознательного, нисколько не лишаясь при этом своего исходного напряжения и инстинктивной полноты. Это, так сказать, готовность к прыжку. При первом же удобном случае архетип проецируется, а именно тогда, когда появляется женщина, которая создает впечатление чего-то, что выбивается из повседневности.......

Каждая возлюбленная становится воплощением этого вечно присутствующего и не имеющего возраста образа, который соответствует глубочайшей реальности человека. Мужская влюбленность как состояние есть проекция Анимы. Она вносит в жизнь мужчины элемент как несбыточной мечты, так и разочарования. Она дает ему ощущение значительности всего совершающегося в его жизни и становится вдохновительницей его творческих фантазий.......

Именно присутствие Анимы заставляет мужчину внезапно влюбиться, когда впервые увидев женщину, он сразу видит, что это – «она». Мужчина чувствует, будто давным-давно знает эту женщину, и влюбляется в нее так безнадежно, что для посторонних это выглядит полным сумасшествием.

Проецирование Анимы в такой внезапной и бурной форме, как влюбленность, может нарушить семейную жизнь, породив так называемый «любовный треугольник» с его очевидными проблемами. Тайная цель бессознательного в создании таких трудностей заключается в том, чтобы подтолкнуть личность к развитию и большей зрелости. Приемлемое решение такой ситуации можно найти, только распознав Аниму как внутреннюю силу. Отношения с ней – это проба мужества и испытание огнем духовных и моральных сил человека. Огромная доля страха, который женский пол вселяет в мужчин, покоится на проекции образа Анимы. Большой процент бракоразводных процессов доказывает, что Анима порождает магически-сложные отношения.......

Власть Анимы над человеком, если рассматривать не патологические, а общие для всех людей процессы, соответствует чувству бессознательной привязанности подчиненного характера по отношению к окружающим, особенно к женщинам – к матери, а затем к возлюбленным. Это чувство тщательно скрывается от всех, в том числе и от самого себя.......

Часто Анима проявляется как эротическая фантазия. Таковые обычно возникают у мужчин после просмотра соответствующих кинофильмов, посещения стриптиз-шоу или разглядывания порнографических журналов. Это грубый, примитивный эротический аспект Анимы, который становится навязчивым, когда мужчине не хватает нормальных чувственных отношений, то есть когда его восприятие жизни остается инфантильным.

Хотя самые сильные инстинкты несомненно требуют конкретного осуществления и обычно силой добиваются его, их нельзя считать чем-то исключительно биологическим, поскольку путь, которому они реально следуют, подвержен сильным видоизменениям, берущим начало в личности.......

Немало примеров дает эротическая феноменология. Уже в позднеантичный период эротическая шкала раскололась на 4 образа: Еву, Елену (Троянскую), Марию и Софию, чей аллегорический ряд был скрытно воспроизведен в «Фаусте» Гете. Здесь речь идет о четырех ипостасях гетеросексуального Эроса или же образа Анимы, а тем самым о четырех уровнях развития культуры Эроса.

Первая ступень находится целиком под властью Евы –«земной» женщины, имеющей чисто биологический аспект, в котором женщина приравнивается к материнству и воспринимается как нечто, подлежащее оплодотворению, как начало, способное зачать и выносить в своем чреве потомство.

Вторую ступень можно наблюдать в образе Елены (Троянской). Здесь всё еще господствует сексуальный Эрос, однако он находится на том эстетическом и романтическом уровне, где женщина уже приобретает некоторую ценность в качестве индивидуальности.

Третья ступень представлена Девой Марией – образом, поднимающим любовь (Эрос) до вершин духовной преданности. Эта стадия возвышает Эрос до уровня религиозного почитания, таким образом, одухотворяя его. В противоположность Еве, речь здесь идет о материнстве не на физическом, а на духовном плане.

Наконец, на четвертой ступени появляется нечто, неожиданным образом оказывающееся способным перешагнуть за, казалось бы, запредельный порог уже достигнутого на третьей ступени, это София – мудрость. Этот уровень олицетворяется одухотворением Елены, а вместе с тем и Эроса как такового.

На современной стадии человеческой культуры Анима находится на второй ступени своего развития, стараясь достигнуть образа Елены. Однако подавляющее большинство мужчин ограничивается чисто сексуальным и материнским аспектом женщины, отчего и Анима никак не преодолеет инфантильно-примитивную ступень распутной женщины, что подтверждается распространенностью проституции.......

Здесь приведены отличительные черты архетипа Анима. Общие свойства архетипов Анима и Анимус описаны на предыдущей странице "Анима и Анимус".

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

Назад Вперед