Психологические аспекты мифов и сказок

Глава 19. Приложение к разделу 5

Психологические аспекты мифов и сказок

Чем глубже мы изучаем происхождение «коллективных образов», тем больше наталкиваемся на переплетение нескончаемых архетипических структур, не осмысленных до прихода современной эпохи. Парадоксально, но факт: мы больше знаем о символике древних мифов, чем любое жившее до нас поколение. Дело в том, что прежде люди не задумывались над окружающими их символами, поскольку они попросту являлись частью их жизни. Их вдохновляющее действие было неосознанным и поэтому незаметным.

Уже в 1909 году Юнгу стало ясно, что он не сможет лечить неврозы и психозы, если не поймет их скрытой символики, что для исследования человеческой природы на базовом уровне необходимо обратиться к рассмотрению культуры (мифологии, религии, искусства, архитектуры, эпоса, драмы, ритуала), в которой данные символы находят отражение. Юнг увидел, что есть все основания уподобить человека в невротическом состоянии заколдованному персонажу сказки, ибо люди, оказавшиеся в плену невроза, склонны к постоянному разладу с собой и разрушительным тенденциям как по отношению к себе, так и к другим, словно какая-то сила заставляет их быть в своих речах и поступках гораздо хуже, чем они есть на самом деле, действуя и говоря как бы помимо и против своей воли. Мифы и волшебные сказки дают нам в образной форме представление об инстинктивных процессах, общих для всех людей.......

Мифология предоставляет человеку возможность связать внутренний психологический мир с внешним, феноменальным. Все люди, все умы и все человеческие жизни так или иначе встроены в определенное мифотворчество. Мифология – это вовсе не набор и даже не система или комплекс отживших объяснений естественных событий, происходивших когда-то в мире; это, прежде всего, само богатство и мудрость человечества, выразившееся в изумительном, чудесном и символическом рассказывании всевозможных историй. Личные симптомы, индивидуальные конфликты, зацикленность на чем-нибудь, основные психологические проблемы юности, зрелости, старости и смерти, равно как и проблема мистического восприятия Вселенной, остаются сущностно неизменными и несут в себе мифологическую сердцевину, которая, будучи осознана, способна помочь человеку выйти из сложной ситуации. Следовательно, во многом именно с психологической точки зрения человек может заново проинтерпретировать, пережить и по-новому применить великие мифологические сюжеты.

Действительно, время от времени случается, что в самой обыкновенной человеческой жизни происходят настолько фантастические события, такое невероятное сцепление случайностей, что если у вас нет возможности в них хорошенько разобраться, то может показаться, что вам рассказывают волшебную сказку. И здесь мы вплотную подходим к проблеме синхронистичности. Можно только изумляться тому, насколько часто события, подобные тем, что происходят в волшебных сказках, случаются в реальной жизни, и происходит это в том случае, если проявляется архетипическая ситуация.......

Как же зарождаются мифы и легенды? Каково происхождение сказок?

Швейцарский психоаналитик, ближайшая ученица Юнга, Мария-Луиза фон Франц высказала гипотезу, что изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного.......

На первоначальной стадии герой происшествия имел определенное имя и жил в определенном месте. Но это изменилось, когда предание, мигрируя, утратило свой местный колорит, свои локальные особенности, закреплявшие его за определенным местом и временем, и приобрело более обобщенный характер. Потеряв местный колорит, оно получило взамен более широкие признание и аудиторию и превратилось в сказку.

Сказка – это абстрагированная форма местного предания, представленного в более сжатой и кристаллизованной форме.  Именно в таком виде истории могут передаваться от одного человека к другому и лучше запоминаться.......

До 17–18 веков волшебные сказки рассказывались не только детям, но и взрослым. Такая практика сохранилась и до наших дней в особо отдаленных первобытных центрах цивилизации.......

Рассказывание сказок стало своего рода духовной потребностью.......

Научный интерес к волшебным сказкам стал проявляться только с 18 века.......

Вся мифология – это как бы своего рода проекция коллективного бессознательного, а мифологемы тождественны архетипам. Согласно Юнгу, мифы описывают поведение архетипов. Они оказываются драматическими описаниями психологических процессов. Сами архетипы в мифе служат факторами, обустраивающими отдельную ситуацию, в которой обнаруживает себя человек. Для того чтобы понять неразбериху отдельной жизни, следует мысленно разложить её на череду отдельных событий и поискать мифические ситуации с их мифическими личностями (архетипическими фигурами), поведение которых даст верное объяснение нашего поведения.

Волшебные сказки так же, как и мифы, являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. Именно в сказках самые разнообразные архетипы представлены в наиболее простой, полной, неприкрашенной и краткой форме, давая нам ключ для осмысления процессов, происходящих в коллективной психике.......

Юнг описывает процесс индивидуации как психологическое Путешествие (еще один архетипический образ, который часто встречается в сказках). Это может быть мучительной дорогой, и порой приходится ходить по кругу, однако опыт показывает, что на самом деле круг оказывается спиралью. На этом Пути человека подстерегают опасности от столкновения с бессознательными областями души, и психические заболевания показывают, что эти опасности не мнимые, а настоящие. Всё, что проявляется в форме архетипических образов, то есть символически, является не вымышленной опасностью, а очень реальным риском, от которого может зависеть судьба всей жизни.......

Архетипический миф о Путешествии Героя – это архетипическая история, источником которой служит коллективное бессознательное. Этот мотив может проявляться не только в литературе и мифах как таковых, но (если вы способны его почувствовать) и в разработке сюжетов вашей собственной жизни.

Схематичный план Путешествия Героя включает:

1. уход из привычного мира;

2. разнообразные приключения при переходе в другой мир;

3. некую символическую самореализацию (апофеоз);

4. возвращение к нормальной жизни.......

Ни одна культура, за исключением современной и той, что бытовала в эпоху позднего Средневековья (эпоху Ренессанса, Возрождения), не позволяла человеку развивать свои природные качества. Все восточные культуры ожидают от человека, что он будет жить согласно тем моделям, которые предлагает ему общество, что он не станет искать собственный взгляд на мир, а примет без разговоров то, чему научил его гуру.......

Сущность и характер современной западной культуры, напротив, побуждает нас развивать свои собственные потенциальные возможности в полной мере. В западном мире все мифологические образы нацелены на то, чтобы пробудить в человеке именно его суть, предоставляют возможность его развития и самоосуществления.......

Мифология – средство стимуляции психологического роста человека и постижения его особенностей и закономерностей. Назначение всей мифологической системы состоит в том, чтобы помочь нам подняться в царство духовного.......

Но без осознания мифологического контекста человеческой жизни цивилизованному человеку приходится тратить огромные усилия на продвижение по этому Пути, Пути индивидуации.

Основная задача индивидуации состоит в том, чтобы отыскать верный способ взаимоотношений с окружающим миром и жить полной и насыщенной жизнью. Для этого человек должен научиться жить согласно своему собственному мифу. Единой для всех мифологии просто не может быть. В рамках светского общества, где обстановка достаточно нейтральна, чтобы позволить людям жить своей собственной жизнью, не слишком надоедая соседям, у каждого есть свой собственный миф, ведущий нас по жизни, знаем мы о том или нет.......

Чтобы отыскать свой миф, нужно прежде всего найти внутри себя то, что вами движет, постичь свои подлинные стремления, отыскать источник силы и поддержки. Разумеется, это что-то будет работать именно на человеческом уровне. И работать оно должно таким образом, чтобы это было адекватно той стадии жизненного пути, на которой вы находитесь. Ведь проблемы юности и проблемы старости – разные вещи. Вы должны понять, под знаком какого архетипа вы находитесь в данный момент. Вы должны понять, под знаком какого архетипа проходит эта стадия вашей жизни, и в полной мере прожить его. Попытки жить по архетипу уже пройденной стадии служат одной из основных причин неврозов.

Не пытайтесь, слушая всяких гуру, ускорить процесс и обрести мудрость, минуя опыт, – нужно прожить свои архетипы. Мудрость должна быть собственной, а не заимствованной и приходить постепенно. Можно принимать советы и наставления от других людей, но ищите свой собственный Путь, реализуйте свой собственный неповторимый потенциал, скрытый в каждом из нас.

Другой способ определить свой миф, свою судьбу – это последовать примеру Юнга: наблюдать за своими снами, делать осознанный выбор, вести дневник и подмечать, какие темы снова и снова всплывают на поверхность. Изучать эти темы и символы и смотреть, как на них отзывается душа.......

Путешествие Героя – один из архетипических образов, сквозь которые особенно ярко сияет предвечный свет. Свет, ведущий нас, должен всегда оставаться недосягаемым, чтобы мы стремились к нему. Судя по легендам о Граале, в древности люди знали о том, что поиски сами по себе важнее, чем цель. Хорошо прожитая жизнь – это когда одно архетипическое Путешествие сменяется другим, когда приключения зовут вас снова и снова, когда снова и снова вас влечет к новым горизонтам. И если вы осмелитесь откликнуться на их зов, то вас ждут многочисленные опасности и помощь свыше, и осуществление мечты, но иногда и фиаско. Ибо возможность фиаско всегда остается. Но и возможность блаженства – тоже.......

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

Назад Вперед