Плут (Трикстер)

(Архетип Плута)

Разум играет особую роль в процессе воссоздания цельности личности. Но он становится её помощником лишь тогда, когда занимает вспомогательную, служебную роль по отношению к личности. В снах и видениях человеку являются архетипические образы разума-помощника, проводника в неведомые и забытые сферы личной и коллективной памяти. Мифологически эти образы относятся к архетипу бога ума и речи Меркурия-Гермеса – проводника людей в подземный мир и вестника богов, который по самой своей сути является их скромным служителем.

Этот архетип смыкается с образом Плута (Трикстера) – трюкача и обманщика, каким и является греческий Гермес. Тесно связанный с воровством, ссорами и скандалами, дурацкими поступками, глупостью и пустотой любых разновидностей и оттенков, Плут мифологии американских индейцев имеет свое архетипическое соответствие в Гермесе из греческой мифологии – воре, сладкоречивом краснобае, известном также своей быстроногостью. При исследовании текстов средневековых алхимиков Юнг выявил мифологическую связь Гермеса с Плутом. Их мифологические черты – хитроумие и озорство, нарушающие прежние традиции ради поиска новых путей. Юнг рассматривает Плута как одно из проявлений двойственной природы самого Духа, находя в нем черты подобия этому древнему архетипу, но при этом подчеркивая, что, в отличие от Духа, которому присуща неопределенная, сверхчеловеческая и одновременно животная природа, Плут обладает человеческими чертами.

Как и у всех архетипов, у Плута есть темный и светлый аспекты. В способе существования психология Плута имеет много общего с Тенью и непрерывно нарушает равновесие Эго-сознания, задавая тем самым то или иное направление нашим сознательным намерениям, разыгрывая болезненные шутки и проказы с нашим высокомерным самомнением и таким образом обеспечивая побудительный импульс к нашему преобразованию и изменению. Карты Таро, как и обычные игральные карты, содержат и поддерживают фигуру Плута в карте Дурака, или Джокера, – необузданной, безрассудной карте человеческого существования, способной играть любую роль от самой высокой до самой низкой, с энергией поворота в обратную сторону.......

Плут хотя и не заслуживает доверия, но всё же является неотъемлемой частью нашего существования.

Хитрость и ум делают образы обманщика-Плута порой похожими на Мефистофеля, что отражает современные представления о провоцирующей роли интеллекта по сравнению с чистотой Души. Но именно развитие интеллектуальной функции Меркурия позволяет правильно оценить ситуацию, когда мы попадаем в сферу архетипов Мудрого Старца и Великой Матери. Озорник-разум, перешагивая через установленные традицией границы жизни, дает возможность присоединять образы коллективного бессознательного к сфере личности.

Архетип Плута формирует образ нарушителя культурных и социальных запретов, что является характерной чертой Тени. Поэтому Юнг рассматривает образ Плута прежде всего как иллюстрацию теневых сторон общества. В мифологии это нарушение воспринимается позитивно, как сила разума, рушащая все барьеры. Но если в мифах Плут демонстрирует интеллектуальные достижения человечества, то в сказках его дурачества и хитрость чаще воспринимаются как проявления более низкого ментального уровня по сравнению с тем, которого уже достигло общество.......

Но осознание своей совершенной некомпетентности и неполноты – необходимое условие движения к более высокому уровню знания и полноты. Именно поэтому в сказках царем становится Иван-дурак. Он обманывает себя и нас полной неспособностью к традиционной нормальной жизни – ради того, чтобы сделать её более полноценной.......

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

Назад Вперед