ОРФЕЙ

Древние народы Египта, Израиля и Этрурии получили свою духовную организацию из центров мистерий. Греция также имела свой священный духовный центр, символ разумной и возвышенной области духа.

Греки всегда почитали Фракию за священную страну мира и истинную родину Муз, потому что на её высоких горах находились самые древние святилища Кроноса, Зевса и Урана. Оттуда спустились в священных рифмах Поэзия, Законы и священные Искусства. Древнегреческий  историк Страбон утверждал, что древняя Поэзия есть не что иное, как аллегорический язык, что тайны природы и наиболее возвышенные нравственные идеи скрывались под её покровом. Древняя Поэзия называлась языком Богов.

В эту эпоху Фракию раздирала ожесточённая борьба. Солнечные культы и культы лунные оспаривали друг у друга главенство. Эти два культа представляли две теологии, две космогонии и два способа организации общества совершенно противоположного характера.

Культы Урана и культы Солнца, олицетворяющие мужское начало, имели свои храмы на возвышенностях и на горах. Их представителями были жрецы, поддерживающие строгие законы.

Лунные культы, олицетворяющие женское начало, царили в лесах, в глубине долин и имели жрицами женщин. Жрицы лунного культа, вакханки, обольщали народ буйными сладострастными обрядами, будившими низменные страсти. Они устраивали оргии, приносили кровавые человеческие жертвы и вызывали трепет и покорность беспощадными расправами с последователями других культов.

В эту эпоху во Фракии появился молодой человек из царского рода, обладавший непобедимой силой обаяния. Его считали сыном одной из жриц Аполлона. Его музыкальный голос производил необычайное очарование. Он говорил о богах с особым, ему одному свойственным ритмом и на нём была ясная печать вдохновения. Богом Аполлоном ему была подарена золотая лира, с завораживающими звуками, с помощью которой он мог приручать диких животных, двигать деревья и скалы. Юноша пел гимны богам и, как говорили легенды, собирал вокруг себя не только людей, но и зверей и птиц, а когда он проходил по лесу, даже могучие деревья выдирали свои корни из земли и шли за ним.

Его глаза излучали глубокую нежность и в то же время проникали внутрь с магической силой. Свирепые фракийцы боялись его взгляда, но женщины, всегда чувствовавшие более тонко, говорили, что в его глазах соединялся могучий свет солнца с нежным сиянием луны.

Внезапно молодой человек исчез из Фракии. Он втайне удалился в Египет, где в мистериях Мемфиса получил посвящение. Через 20 лет он вернулся на родину под новым именем, полученным при посвящении. В этом имени выражалась его миссия: он назывался теперь Орфей (или  по-финикийски Арфа), что означает исцеляющий светом.

Орфей стал проповедовать культ бога Аполлона, насаждать в Греции культы Зевса и его сына Диониса (иногда называемого Вакхом), преобразив культ Вакха, укротив вакханок и упразднив кровавые человеческие жертвоприношения.

В орфическом смысле, Дионис и Аполлон были два различных откровения одного и того же божества. Дионис представлял собой эзотерическую истину, основу и внутреннюю суть вещей, открытую лишь для посвящённых. Он являл собой тайны жизни, прошедшие и будущие существования, отношения Души к телу и Неба к земле.

Аполлон олицетворял ту же идею в её применении к земной жизни и к общественному порядку. Вдохновитель поэзии, медицины и законодательства, он раскрывался в науке пророчеством, в искусстве – красотой, в судьбах народа – справедливостью, в этике – очищением.

Таким образом, для посвящённого Дионис означал раскрытие Божественного Духа во Вселенной, а Аполлон – его проявление в жизни земного человека. Жрецы давали об этом понятие народу посредством легенд.

Почерпнув свою магическую силу в храмах Осириса в античных Фивах и Мемфисе, Моисей и Орфей создали две противоположные религии, из которых одна поражает своим строгим единобожием, а другая – своим сверкающим многобожием.

Моисей сурово и ревниво прославляет Отца, мужское начало Бога. Он вверяет охрану Его замкнутому священническому сословию и подчиняет свой народ неумолимой дисциплине, лишая его Откровения.

Орфей, боготворивший Вечно-Женственное-в-Природе, прославляет его во имя того Бога, которым оно проникнуто, и стремится пробудить его в Душе всех людей. Так же, как Моисей, Орфей сохранил идею единобожия для самых продвинутых посвящённых. Народу же он стремился передать это в поэзии, искусствах и живых символах. По словам Е.П.Блаватской, в ту эпоху ни один посвящённый, кроме Орфея, ни до него ни после него, никогда не писал чего-либо, предназначенного для публичного пользования, не открывал массам оккультных знаний. При нём же завеса тайны слегка приоткрылась и стал проводиться ритуал мистерий для народа в виде театрализованных процессий с музыкой, песнопениями и танцами.

Скоро влияние Орфея проникло во все святилища Греции, и он смог положить основу для создания религиозно-политического Дельфийского союза, который привёл Грецию к общественному единству; а созданием Мистерий он сформировал религиозную Душу своей родины, так как на вершине посвящения слил религию Зевса с религией Диониса в единую мировую идею.

Таким образом, Орфей стал Первосвященником Фракии, великим жрецом Олимпийского Зевса. В его поучениях посвящённые получали чистый свет духовных истин, и этот же свет достигал и народные массы, но умеряемый и прикрытый покровом поэзии и очаровательных праздненств.

Узкому кругу учеников в Орфических мистериях преподавалась древняя наука Гермеса, которая, в отличие от современной, не приписывала рождение Вселенной слепому сцеплению атомов, но зарождение атомов объясняла вибрациями Духа. Она подвигалась концентрическими кругами от общего к частному, от Невидимого к Видимому, от чистого Духа к организованной Материи, от Бога к человеку. Этот нисходящий порядок Сил и Душ представлял науку об общих свойствах всего сущего и составлял основу космогонии. Все великие посвящённые Греции, её Герои и её философы, от Орфея до Пифагора, от Пифагора до Платона и до александрийцев, придерживались этого порядка. Все они признавали Гермеса своим Учителем.

В основе орфической антропологии (учении о человеке) лежало утверждение о двойственности природы человека, имеющем два начала: низшее – телесное, титаническое (Титаны предавались плотским страстям), и высшее – духовное, дионисийское (божественное). Учение Орфея представляло собой практическую мораль с целым рядом правил, основанных на идее освобождения «Духовного Человека» от власти «Животного человека», а в мистериях практиковался Путь нравственного совершенствования, где главными были духовное и физическое очищение, аскетизм и воздержание как неотъемлемые элементы пути к Богу, провозглашалось равенство всех людей, независимо от сословий.

О смерти Орфея существует несколько разных легенд, но все они говорят о его гибели, о насильственной смерти. Позднее реальный Орфей был отождествлён со своим Учением и стал символом греческой школы мудрости. Фракийцы стали прославлять как великого Пророка того, кого сами же и убили как преступника. Мученической смертью его они были обращены к той религии, с которой враждовали, пока он был жив.

Великий просветитель греков стал полумифическим существом, почитаемым божеством, которого предания стали называть сыном Аполлона, ослепляющего своей физической и духовной красотой. Его образ присутствует в значительном количестве произведений искусства и известен нам уже в искусстве первой половины 6-го века до н.э..

Учение Орфея получило наибольшее распространение в 6-ом веке до н.э. в Аттике и в 6–5 веках до н.э. в Южной Италии и Сицилии. Его последователем был Пифагор, который стал основателем пифагорейской школы как возрождения орфической религии в новом качестве.

 

Назад Вперед