Молодость Платона и смерть Сократа

Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до нас. Он показал путь спасения для тех, кто не в состоянии достигнуть в этой жизни прямого посвящения, но кто всё же мучительно стремится к Истине.

Как пишет Эдуард Шюре, год рождения древнегреческого философа Платона (429 г. до н.э.) совпадает с годом смерти Перикла. Но точная дата его рождения неизвестна. Большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428 или 427 году до н.э. в Афинах в знатной аристократической семье, получив имя Аристокл. Прозвище Платон (от греческого «платус» – крупный, широкий) он получил позднее то ли за его широкую грудь и мощное сложение, то ли за широкий лоб. Так исчез Аристокл, и в историю вошёл Платон.

Его душа была столь же кротка, прозрачна и чиста, как небесный свод над Акрополем. Платон был высокого роста и широкоплеч, почти всегда серьёзный, сосредоточенный и молчаливый, но когда он начинал говорить, изумительная чуткость, кротость и гармония исходила из его речей. В нём не было никаких крайностей. Его разнообразные дарования сливались в общей гармонии его существа, редкая скромность скрывала силы его ума и почти женская нежность служила покровом, за которым скрывалась твёрдость его характера. Добродетель облекалась в нём в приветливую улыбку, а радость в целомудренную чистоту.

Только одни вечные явления казались живыми для его духовного взора, всё остальное проходило мимо него. Позади видимых форм, изменчивых и несовершенных, он видел совершенные формы, доступные одному лишь духу, которые и служат вечными образцами для видимого. Благодаря этому, молодой Платон ещё ранее, чем возникло его учение, не зная, что он сделается со временем философом, уже обладал сознанием реальности божественного Идеала и его вездесущности. Любовь и гармония были основой души Платона. Любовь к вечной красоте и гармония, обнимающая всю Вселенную. Вот истоки идеализма его философии.

Юность Платона протекала в обстановке богатого афинского дома, наполненного роскошью и всеми соблазнами эпохи упадка. Он отдавался жизни без излишеств, но и без суровости, окружённый молодыми людьми своего класса, любимый своими многочисленными друзьями.

Платон получил всестороннее образование, брал уроки у лучших учителей. Разыскивая идеальную красоту во всех видах прекрасного, он последовательно изучил живопись, музыку и поэзию, написал несколько трагедий и собирался представить одну из них на конкурс.

В 408 или 407 году до н.э. Платон встретил философа Сократа, беседовавшего с молодыми людьми. Речь его касалась справедливого и несправедливого, он говорил об истинном, добром и прекрасном. Самое важное – говорил Сократ – это верить в Истину и справедливость и применять их в своей жизни. Платон подошёл к философу, выслушал его и с этого дня стал приходить и слушать его ежедневно.

Сократ дал Платону твёрдую веру в существование Истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путём внутреннего самосовершенствования.

Через Сократа Платон понял превосходство добра над красотой. Ибо красота осуществляет Истину в искусстве, тогда как добро осуществляет её в глубине души. Этот человек показал ему, насколько красота и слава, как он их понимал до тех пор, уступают красоте и славе деятельной души, привлекающей другие души к Истине. Эта была большая победа Истины над Красотой.

С этого часа Платон отказался от радостей жизни, чтобы посвятить себя Мудрости и последовать учению Сократа, который стал его другом и учителем. 

 

Древнегреческий философ Сократ (470/469 г. до н.э.–399 г. до н.э.) был создателем нравственной и общественной философии. Он ставил в центр внимания не природу и мир, а человека и духовные ценности. Его девизом было начертанное в Дельфийском храме изречение «познай самого себя». Главную задачу своей философии он видел в познании души как своей собственной, так и окружающих.

От Сократа получило начало движение – работа над собой, которое продолжается до нашего времени и значение которого для историков духовного развития человечества едва ли может быть преувеличено.

В Афинах, на публичной площади, Сократ говорил о врождённом чувстве справедливости и истины с целью перестроить расшатанный общественный строй. Внутри себя он признавал существование непосредственного элемента, идущего дальше сознательного убеждения. Этот элемент имел в его глазах значение божественного голоса, и он называл его своей совестью.

Сократ провозгласил эру открытой науки. Чтобы не выходить из своей роли общественного проповедника, он отказался от посвящения в Элевсинские Мистерии, хотя и не был чужд целостной Истины, которая преподавалась в них.

Поводов к недовольству Сократ давал немало. В то время не было школ как таковых. Было нормой, чтобы подрастающее поколение училось у родителей. Старшее поколение было недовольно тягой молодёжи к прославленному философу. Отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в «развращении молодёжи». Людям казалось, что философ подрывает самые устои общества, настраивая юношей против собственных родителей; развращает неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.

Афиняне обвинили Сократа в непризнании богов и развращении молодёжи и приговорили его к смерти. Философ спокойно выпил чашу с ядом и умер, окружённый своими учениками.

Приговор суда представляется в высшей степени несправедливым. По отношению к государству Сократ добросовестно исполнял свои обязанности гражданина и воина, и его учения по существу своему совсем не были разрушительны. Собственно религии они непосредственно не касались. Он вовсе не собирался заниматься объяснением Мироздания: свое внимание он направлял на внутренний мир человека и боролся с невежеством и заблуждением в этой области. Таким образом, он основывал этическую и практическую философию, исходя из единства мудрости и здравого смысла.

 

Назад Вперед