Философия Платона
Вскоре после смерти Сократа Платон покинул Афины и провёл 10 или 12 лет в путешествиях по Греции, Южной Италии, Сицилии, Малой Азии. На его воззрения оказали влияние философы Востока и последователи Пифагора. Платон получил посвящение в Элевсинские и в Египетские Мистерии, но не достиг ступени адепта. Он остановился на 3-ей ступени, которая даёт человеку полную ясность разума и совершенное господство над душой и телом.
Странствуя и наблюдая жизнь и законы разных народов, Платон пришёл к выводу, что всеми существующими государствами управляют плохо, что избавить человеческий род от зол могут только истинные и правильно мыслящие философы, занявшие государственные должности, или же властители государств, которые станут подлинными философами.
Свои идеи о государстве и политике Платон попытался воплотить в жизнь, став советником сиракузского тирана Дионисия. Попытка не удалась – тиран не сделался разумнее и совестливее.
Около 387 года до н.э. Платон вернулся в Афины, где прожил остальные 40 лет уединённо, преподавал и писал философские труды. Он основал свою школу – Академию. Название «Академия» произошло от того, что участок земли, который Платон купил для неё, находился в оливковой роще, где стоял памятник мифическому герою Академу. Наиболее известным его учеником был Аристотель. Академия просуществовала 900 лет и была запрещена византийским императором Юстинианом в 529 году н.э.
Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до нас. Он написал 36 книг: создал систему объективного идеализма, разрабатывал вопросы диалектики, космологии, теории познания, эстетики, психологии, педагогики, политологии, этики искусства.
Чтобы продолжать дело Сократа, нужно было распространять Истину. Но Платон не мог публично передавать те учения, которые пифагорейцы прикрывали тройным покровом. Его обет молчания и благоразумие запрещали ему публичное выступление, поэтому в его «Диалогах» эзотерическая доктрина замаскирована, смягчена, нагружена диалектикой, а самая суть её преображена в легенду, в миф, в притчу. Она уже не появляется у него с той внушительной цельностью, которую придал ей Пифагор.
Платон давал эзотерическую доктрину скорее в аналитических отрывках, ибо он, подобно Сократу, старался оставаться на уровне понимания афинской молодёжи. Тем не менее, его сильно критиковали за то, что в его сочинениях были открыты широкой публике многие из секретов, в частности, философские принципы Мистерий.
Платон – выдающийся представитель идеализма. Для него как мыслителя, который оперирует идеями, они являются первичными, основополагающими. Его учение об идеальных прообразах всех вещей, соответствующее доктрине священных чисел Пифагора, изложено в «Федре».
Постепенно Платон пришёл к мысли о том, что весь мир создан одним единственным Богом. Ключ к Космосу, тайна построения всех его отделов заключается в принципе «трёх миров», но для борьбы с порчей нравов и с разнузданностью политических страстей нужно было нечто иное.
Платон заменил учение о «трёх мирах» тремя концепциями, которые оставались в течение 3000 лет как бы тремя путями, ведущими к Богу. Он проливал целые потоки света, ставя на один уровень идеи Истины, Красоты и Добра. Освещая одну идею посредством другой, он доказывал, что они – три луча, исходящие из одного и того же светового центра, то есть Бога.
Раскрывая эти широкие горизонты перед человеческим сознанием, Платон проложил три священные пути, ведущие к Богу, создав тем самым верную пристань для миллиона душ. Он показал путь спасения для тех, кто не в состоянии достигнуть в этой жизни прямого посвящения, но кто всё же мучительно стремится к Истине.
Что касается учения о Душе, её странствии и её эволюции, – оно проходит через все произведения Платона, но нигде не виднеется с такой ясностью, как в его «Пире», в «Федоне» и в легенде «Эр».
Подчеркнув приоритет идеи над материей, Платон обозначил одну из важных особенностей философии – субъективность и рефлексию, стремление изучать не только природные объекты, но и сам процесс познания. Главным методом познания Платон называет диалектику.
Слово «диалектика» в том значении, в каком оно стало употребляться позже, появилось впервые именно у Платона. Только разрешая противоречия, объективно возникающие в нашем мышлении, мы постигаем истину в полной мере. Платон открыл диалектику в само́м человеческом мышлении, осознав её как способ постижения сути вещей. Познание действительности достигается лишь путём вечной смены и сопоставления пар противоположностей.
Идеалистическая диалектика Платона оказалась вершиной античной диалектической мысли. К ней всерьёз вернётся в начале 19-го века только крупный немецкий философ Гегель, системообразующую роль в философии которого играет Закон единства и борьбы противоположностей.
После смерти Сократа Платон возненавидел афинскую демократию – режим, убивший его учителя, и бо́льшую часть своей жизни посвятил разработке идеи нового государственного устройства (произведения «Государство», «Законы», «Республика»).
Лучшее из правительств, предполагает Платон, – аристократия. Под этим он подразумевает аристократию человеческих качеств – то есть осуществление управления лучшими и мудрейшими лицами в государстве.
Нелепо надеяться, что такого правителя может избрать демократическое большинство. Демократия, как всякая крайность, неизбежно приводит к тирании. Впрочем, у Платона не найти сколько-нибудь конкретных рекомендаций для создания идеального государства – это утопия. И всё-таки его вывод о переходе демократии к тоталитаризму заслуживает серьёзного внимания именно в наше время.
В истории философии восприятие Платона менялось. В античности его считали «божественным учителем», в средние века – предтечей христианского мировоззрения, в эпоху Возрождения – философом идеальной любви и политическим утопистом. Его труды читают и изучают более 2300 лет. Он является одним из величайших отцов западной философской мысли.
Огромная популярность и сила платонических идей коренится в их эзотерической основе. Вот почему афинская Академия, основанная Платоном, жила целые века и продолжала жить в александрийской школе. Вот почему первые Отцы Христианской Церкви отдавали должное Платону; вот почему святой Августин взял у него две трети своей теологии. Эзотерическая основа всегда служила связью между истинной философией и истинной религией.
Платон покинул этот мир в 348 или 347 году до н.э. по естественной причине, от старости. Его похоронили недалеко от Академии. На его надгробии высекли слова: «Двух сыновей породил Аполлон – Эскулапа и Платона. Один исцеляет тела, а другой – души».