ДРЕВНЯЯ НАРОДНАЯ РЕЛИГИЯ КИТАЯ

Вся история Земли и нашей цивилизации делится на два периода: древность, о которой мы можем судить на основании археологических находок, легенд и мифов, и так называемый исторический период, когда, получив писменность, человек стал фиксировать происходящие вокруг него события.

Зачатки китайской культуры относятся к доисторическому времени. В момент своего появления на сцене истории китайский народ обладал уже готовыми социальными, политическими и духовными установлениями – этими необходимыми условиями цивилизованной жизни: он пахал землю, имел письменные знаки, умел считать время и т.п. Предание приписывает все эти изобретения и установления гению царствовавших некогда императоров.

Классическую китайскую литературу составляют частью древние сочинения, собранные и изданные в их окончательном виде Конфуцием, частью произведения самого мудреца и его школы.

Пять классических текстов – «Пятикнижие» – составляют так называемый конфуцианский канон.

  1. Метафизическая «Книга Перемен» («И-цзин») – самое древнее произведение, руководство по предсказанию событий человеческой жизни по произвольно выпадающим гексаграммам. Всего 64 гексаграммы.
  2. Историческая книга документов «Древняя история» («Шу-цзин») – сборник исторических сведений и речей великих легендарных мудрых правителей древнекитайских династий, подробно рассказывающих о достоинствах жизни, подчинённой добродетелям.
  3. Поэтическая «Книга песнопений и гимнов» («Ши-цзин») – древнейшая антология китайской поэзии. Состоит из 305 избранных песен. Отсюда можно почерпнуть сведения об обычаях страны, о домашней и частной жизни различных провинций. Содержит также жертвенные песнопения и песни в честь предков.
  4. Социальная «Книга церемоний» («Ли-цзы») – полная совокупность всех правил приличия, освящённых обычаем и традицией; регламентирует этикет.
  5. Книга «Вёсны и Осени» («Чюн-цю») – летопись царства Лу, родины Конфуция, единственное сочинение, принадлежащее перу самого Конфуция. Китайцы придавали ей большое значение и смотрели на неё как на орудие, которым мудрец боролся с испорченностью нравов своего времени.

Из этого «Пятикнижия» в настоящее время в Китае и на Западе наиболее известна «Книга Перемен» («И-цзин»). Вероятно, её популярность объясняется тем, что эта бесконечно занимательная книга гаданий служит также сборником мудрых высказываний о переменах и обстоятельствах, раскрывающих древние тайны рождения, смерти, преображения посредством непрестанного взаимодействия женского начала Инь и мужского начала Ян, учитывая, что символика Инь-Ян пронизывает все сферы китайского национального уклада жизни и культуры.

Любой прогноз на будущее составляется исходя из осознания изменчивости всего сущего и мимолётности каждого мгновения жизни. В то же время в расчёт принимается и то, что волевые усилия человека в значительной степени определяют развитие событий в будущем. Поэтому китайская система гадания уделяет особое внимание тому, что́ именно человек должен сделать, и ка́к ему следует поступить, ибо от этого зависит будущее. Таким образом, прогнозируя будущее, человек не принимает предначертанное со смирением, но старается влиять на ход событий в будущем.

То, что современный западный человек называет гаданием по «Книге Перемен», представляет собой один из способов познания мира в рамках возможностей, которыми человек владеет на момент гадания. Из выпавших ему табличек с гексаграммами человек узнаёт о предстоящих переменах, изучает афоризмы, осваивает метаморфозы и предсказания. Он учится по «Книге Перемен», а затем на практике поступками пытается «построить в обществе гармонию Дао», то есть стать проводником гармонии.

Составить какое-нибудь понятие о древнекитайской народной религии чрезвычайно трудно. Прямых источников относительно неё не имеется, но на основании «Пятикнижия» можно сделать о ней некоторые выводы.

В основе древней религии лежит почитание Тянь – Неба, Шань-ди – Верховного Владыки и Шань – различных духов.

Сказания о Тянь и Шань-ди так возвышенны и глубоки, что многие исследователи придавали древнекитайской религии громадное значение, называли её монотеистической, сравнивали с религией евреев, утверждали даже, что китайцы некогда познавали истинного Бога. В ней иногда говорится о Небе и Земле как об Отце и Матери всего существующего. Зато очень много говорится о стройном ходе Вселенной, о предопределении, о Пути к Небу (Дао).

Небо правит Вселенной. В Китае Небо ассоциируется с Высшей Божественной Силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим Источником мудрости и силы была закодирована и в самом названии страны – «Поднебесная», и в титуле её правителя – «Сын Неба», сохранившимся до начала 20-го века н.э.

Существует 3 основных элемента: Небо, Земля и Человек, которые должны находиться в полном взаимном согласии. Мировой порядок благоговейно считается руководителем всех нравственных поступков человека, и государственное устройство признаётся совершающимся по законам природы. Верование это носит чрезвычайно нравственный характер: Небо карает и милует, наказывает гордеца и шлёт милости на кроткого. В особенных случаях Небо выражает свою волю в голосе народа. Таким же образом дурные правители получают должное возмездие – по воле Неба народ свергает их с престола.

В тесной связи с почитанием Неба, Шань-ди и всеобщего мирового порядка находится и почитание духов. Эти два культа тесно связаны между собой: к духам прибегают наравне с Небом; им приписывается та же чудодейственная сила. Они вездесущи, непостижимы и невидимы, но вполне реальны. Различают духов небесных, земных и человеческих (духи предков), причём духи предков пользуются наибольшим почитанием.

Культ предков  – одна из основ китайской религии. Духи предков вездесущи и невидимо охраняют потомков.

Как на особенную черту этой религии следует указать на совершенное отсутствие какого бы то ни было учения, а также учреждения духовенства. Религиозные церемонии входили в состав обыденной домашней и гражданской жизни, и отправления их входили в обязанности государственных чиновников, которые, однако, не составляли особой касты.

Жертвы приносились в определённое время или при особых обстоятельствах. Приносить жертву Небу мог только сам Государь, хотя молиться ему или воскурять фимиам имел право каждый. Знатные вассалы приносили жертвы духам земли, гор и рек своих владений.

Всеобщим, доступным также и простому народу, было жертвоприношение духам предков, которые имели собственный главный храм, кумирни, равно как и молельни в частных домах. Почти в любом доме Китая можно было встретить на особо почитаемом месте что-то вроде домашнего алтаря, на котором располагались поминальные таблички с именами предков. В праздники их украшали цветами и зажигали около них палочки с благовониями.

 

Назад Вперед