ВТОРОЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ
В 538 году до н.э., после завоевания Вавилонии Персией, персидский царь Кир Великий разрешил иудеям вернуться в Иудею и восстановить разрушенный Иерусалимский Храм. Началу строительства Храма способствовали наместник персидского царя Неемия и его деятельный помощник – священник и «книжник, сведующий в Законе», Ездра.
Ездра намеревался свой отягощённый грехами, отпавший от Иеговы народ, стонущий под тяжестью бедствия, причинённого его собственной виной, собрать из его разрозненности и снова привести к Иегове посредством торжественного введения Книги Закона, которую он принёс из Вавилона.
Ездра сыграл большую роль в развитии израильской религии. Его с полным правом можно назвать отцом раввинистического (или Талмудического) иудаизма – основной формы иудейской религии, появившейся после вавилонского плена. Современный иудаизм начал формироваться после разрушения Первого Храма, в условиях, когда ритуальные жертвоприношения и другие религиозные обряды стали невозможны. Такая форма религии имела столь большое значение, что позднее Ездру стали почитать как второго Моисея.
Ездра был первым, кому в религиозно-исторической сфере принадлежит название «книжник». В качестве такого книжника он является прародителем множества людей, которые в последующие века под названием книжников становятся настоящими законодателями, писателями и богословами иудейства. Они образуют узаконенное сословие, признаются наследниками пророков, преемниками Моисея.
Как своим религиозным и моральным величием, так и своим интеллектуальным значением иудаизм обязан пророкам. Их компиляторские законодательные труды имели чрезвычайно большую ценность; и ещё во времена Иисуса Христа книжники, толковавшие Писания пророков людям, были настоящими духовными властителями народа.
До начала нашей эры еврейский народ не имел единого письменного свода законов. Тора была получена на горе Синай Моисеем, и её содержание веками передавалось устно от поколения к поколению. Ездра первым начал составлять письменный свод Законов, первую иудейскую Библию, положив в её основу Второзаконие Моисея, к которому позднее присоединяли новые сборники законов и Писания пророков.
Этот многотомный труд великих еврейских мыслителей, получивший название Талмуд и представляющий собой упорядоченный письменный вариант Устной Торы, создавался 600 лет. К 210 году нашей эры были собраны все трактаты, и около 350 года Талмуд был завершён в своём теперешнем виде. Только исправления и дополнения вносились в него ещё долгое время.
Талмуд написан на различных диалектах арамейского языка с включением большого количества древнееврейских и греческих слов. Во время богослужения тексты переводили на общеупотребительный более простой народный арамейский язык. Благодаря Библии древнееврейский язык сохранился в качестве священного языка, но без сомнения, это различие языков привело к тому, что в народе религия всё более теряла свою жизненную силу, и к приходу Иисуса Христа на неё стали смотреть как на специальное дело книжников.
Вернувшись из плена, израильтяне сначала с энтузиазмом взялись за строительство Храма. Но из-за беспорядков и препятствий строительство затянулось на 20 лет, и закончить его удалось только в 516 году до н.э., через 70 лет после разрушения Первого Храма.
Второй Иерусалимский Храм уступал Храму Соломона в роскоши и величии. К тому же в нём уже не было главной святыни – Ковчега Завета. Его следы затерялись. Тем не менее все положенные службы проводились и необходимые жертвы приносились.
В последней половине 6-го столетия до н.э. в иудейском народе на короткое время появился новый подъём жизни. У израильтян снова появился центр для богослужения и можно было приступить к восстановлению религиозной организации жизни народа, в основание которой было положено Второзаконие. Но уже вскоре израильтяне стали относиться к этому с меньшим усердием.
В то время как значение Второго Иерусалимского Храма всё возвышалось и храмовые служители становились наставниками народа, во всех местностях страны устраивались синагоги. Согласно еврейской традиции, синагога по святости уступает только Храму и в Библии называется «некоторым святилищем». «Так говорит Господь Бог: хотя Я и удалил их к народам и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они» (Иез. 11:16).
Новые формы богослужения в синагогах основывались на концепциях, развившихся из храмовой службы, и благодаря Храму они стали частью религиозной жизни еврейского народа. Во Втором Храме синагога находилась в храмовом дворе, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы.
Завоевательный поход Александра Македонского и следовавшие за его смертью войны и перевороты меняли мир. Греческая цивилизация всеми путями проникала в Палестину. Иерусалим неизбежно должен был превратиться в греческий город. На месте жертвенника Иегове в Храме был поставлен языческий жертвенник, «мерзость запустения» (Дан.11:31; 12:11), и сам Храм теперь был посвящён олимпийскому Зевсу. Позднее Храм был очищен от языческой скверны и отремонтирован. Но потом его постигли новые удары: ограбление, сожжение нескольких колонн.
В 20 году до н.э. царь Ирод начал перестраивать обветшавший Храм, не гармонировавший с новыми великолепными зданиями, которыми он украсил свою столицу. Работы по реконструкции Храма проводились Иродом около 10-ти лет, и ещё долгое время после него шла отделка и доработка зданий и дворов. Так, ко времени, когда, согласно Евангелиям, во Втором Храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет. Оно окончательно завершилось в 64 году н.э., за 6 лет до его разрушения.
Затем наступило римское владычество, и с самостоятельностью Израиля было покончено. Конец многолетней истории Второго Иерусалимского Храма (он простоял 585 лет) пришёл с разрушением Иерусалима римской армией. Спустя 6 лет после окончания строительства нового роскошного комплекса зданий, в 70 году н.э. Храм пылал в течение 10-ти дней. Интересно, что он был разрушен в тот же самый день, когда войска Вавилона сожгли Первый Иерусалимский Храм, Храм Соломона.
Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру, предсказанное ещё Моисеем. От Второго Храма осталась только небольшая часть Западной стены – знаменитой «Стены Плача», куда каждый год стекаются тысячи паломников.
Когда существование иудейской общины прекратилось, и исполнение закона становилось доступно всё меньшему числу людей, тогда мудрость Священных Писаний научала их обращаться на самих себя и посреди возрастающей неустойчивости всех жизненных отношений давала им в руки если и не возвышенное, то, во всяком случае, практическое руководство.