ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН
То, чего законодательство «Второзакония» предполагало, но не смогло достигнуть с помощью пророческой проповеди, путём планомерной организации, в гораздо большей степени было достигнуто насильственным образом, через плен. Главным было признание безусловной святости Иеговы как единого Бога и в тесной связи с ним не менее безусловное отречение от язычества.
После разрушения Иерусалима привычка осознавать себя на чужбине особой корпорацией была очень сильна. Внешне эта обособленность выразилась преимущественно в двух обычаях: почитании субботы и обрезании. Тот и другой обычай издревле существовали в Израиле, но им не придавалось особенно важного религиозного значения; теперь же они сделались отличительными признаками принадлежности к Израилю, получив значение внутренней связи между его членами и внешнего отличия от других. Естественным последствием этого стал священный характер, который они приобрели в иудействе позднее.
Вследствие полного прекращения официального культа, в богослужении произошли существенные изменения. Вместо служения во храме были установлены правильные священные собрания в субботу, на которых молитвы и проповеди заменили собою жертвоприношение. Эти собрания под названием синагоги продолжали существовать и после восстановления Иерусалимского Храма и стали одним из важнейших средств для поддержания и распространения иудейского образа жизни.
Во время плена радикально изменились понятия о Божестве и представления об отношении Бога к народу. Вследствие этого на своё прошлое израильтяне стали смотреть, осознавая свою тяжёлую вину, и объясняя отречение от них Иеговы исключительно как проявление Его гнева и как наказание.