Третья ступень пифагорейской школы. Космогония и психология. Эволюция души
На второй ступени обучения ученик получил от Учителя основы священной науки. Благодаря первому посвящению с него как бы спала густая пелена, которая закрывала его духовное зрение. Но к 3-ей ступени допускались не все. Более сложная философия, в рамках которой развивались оккультная математика, музыка и астрономия, предназначалась для узкого круга избранных.
Наука чисел была лишь вступлением, предварительной подготовкой к великому посвящению. Вооружённый этими знаниями, ученик должен был спуститься с высоты Абсолютного в глубины Природы, чтобы схватить Божественную идею в процессе образования вещей и эволюцию человеческой Души на протяжении всех миров. Поэтому учеников 3-ей ступени иногда называли «физиками».
Они провозгласили, что законы природы постижимы для человеческого разума и математические модели – ключ к их познанию. В этом античная наука вполне современна.
Пифагор видел во Вселенной живую Сущность, воодушевлённую великой Душой и великим Разумом. Вот почему учение на этой ступени начиналось с космогонии.
Эзотерическая космогония и психология прикасались к величайшим проблемам жизни, к опасным и ревниво охраняемым тайнам оккультных наук и искусств. Поэтому Пифагор предпочитал излагать своё учение в ночной тишине. При этих ночных собраниях присутствовали и посвящённые женщины.
На этой ступени посвящения Пифагор объяснял двойное движение Земли. Не обладая точными измерениями современной науки, он, тем не менее, знал, что исшедшие из Солнца планеты вращаются вокруг него, и что звёзды – такие же солнечные системы, управляемые такими же законами, как и наша система, и что каждая из них имеет своё определённое место в великой Вселенной. И это при том, что в те дни бытовала концепция, согласно которой Земля считалась плоской и квадратной, занимавшей центральное положение в солнечной системе, и вокруг неё вращались планеты, включая Солнце и Луну.
Точное знание астрономии, которым обладал Пифагор, он, без всяких сомнений, заимствовал из египетских храмов, потому что их жрецы прекрасно понимали истинное соотношение небесных тел за тысячи лет до того, как это знание было открыто непосвящённому миру. Именно факт, что приобретённое им знание позволило ему делать утверждения, потребовавшие для своей проверки две тысячи лет, является причиной того, почему Платон и Аристотель столь высоко ценили глубину древних Мистерий. Среди научного невежества, без помощи современных инструментов, жрецы–философы открывали истинные основы динамики Вселенной.
Далее изучалась эзотерическая история Земли и эволюция человеческих рас среди различных земных катаклизмов.
От физической космогонии Пифагор переходил к космогонии духовной. Учение о восходящем прохождении Души через последовательный ряд земных существований принадлежит всем эзотерическим преданиям и представляет собой венец теософии. Оно известно как переселение душ. Ни одна часть оккультной доктрины не была так изменена, как эта, благодаря чему древняя и современная литература знают её только в нелепых искажениях. Сам Платон, более всех философов способствовавший её популяризации, давал (или из осторожности, или вследствие обета молчания) только фантастические и странные обрывки этого учения.
Несмотря на форму многобожия, несмотря на чрезвычайное разнообразие символов, смысл пифагорейской космогонии вполне тождествен по существу с космогонией израильского пророка Моисея.
У Пифагора она как бы освещена своим естественным дополнением – учением о человеческой Душе и её эволюции. Учение это передавалось в греческих святилищах под символами мифа о Персифоне. Оно носило также название «Земная и небесная история Психеи» (Души). Эта история, соответствующая тому, что в христианстве называется искуплением, совершенно отсутствует в Ветхом Завете. Не потому, что Моисей и пророки не знали её, но потому что они считали её недоступной для всеобщего обучения и сохраняли её для устной передачи посвящённым. Божественная Душа оставалась сокрытой под герметическими символами Израиля так долго, пока не воплотилась в великий и светлый образ Христа.
Пифагор собрал вокруг себя небольшую группу преданных учеников, которых посвятил в глубокую мудрость, ему открытую, а также в основы оккультной математики, музыки и астрономии, которые рассматривались им как треугольное основание для всех искусств и наук.
Для Пифагора музыка была производной от Божественной науки математики, и её гармонии жёстко контролировались математическими пропорциями. Осознавая, однако, глубочайшее воздействие музыки на чувства и эмоции, Пифагор не сомневался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это «музыкальной медициной». В высшей степени вероятно, что его ученики получали знания о философских и терапевтических аспектах музыки.
Утвердив музыку как точную науку, Пифагор применил найденные им законы гармонических отношений ко всем феноменам Природы, пойдя настолько далеко, что установил при этом гармонические отношения между планетами, созвездиями и элементами.
Наиболее величественным и наименее известным аспектом философии Пифагора являлись размышления о гармониях небесных тел. Говорят, что из всех людей только Пифагор слышал музыку сфер. Кажется, халдеи были первыми, кто осознал, что небесные тела исполняют космический гимн по мере их движения по небу. Но столь мало осталось от теории небесной музыки Пифагора, что возможны лишь слабые попытки приближения к его мыслям относительно этого предмета.