Вторая ступень пифагорейской школы. «Математики»

Счастливый день, как говорили древние, был тот, когда Пифагор принимал нового ученика в своём жилище и торжественно присоединял его к рядам своих учеников. Принятый ученик проникал во внутренний двор, куда допускались лишь одни верные последователи. Отсюда название эзотерические, то есть те, которые внутри. С этого и начиналось настоящее посвящение.

Пифагор имел обыкновение давать свои наставления в храме Муз, где стояли 9 их мраморных статуй. Сенаторы Кротона построили его по плану и по личным указаниям Пифагора рядом с его собственным жилищем, среди деревьев окружающего сада.

Пифагор называл своих учеников второй ступени «математиками», потому что обучение начиналось с учения о числах.

Пифагор считал, что в основе всех вещей лежат числа или отношения чисел и что все слова обладают действенной силой, которую можно определить с помощью чисел. Пифагорейцы объявляли арифметику матерью всех математических наук. Пифагор и его последователи своими работами заложили основу современной теории чисел.

Они построили математику как целостную науку с собственной методологией, основанной на чётко сформулированных законах логики. Пифагорейская математика поражает, прежде всего, красотой и богатством содержания. Многие учёные Нового времени отмечали, что мотивы своих открытий они почерпнули у древних. Зачатки анализа заметны у Архимеда, корни алгебры – у Диофанта, аналитическая геометрия – у Аполлония и т.д.

Но эта священная математика или наука принципов была иная, чем та, которой владеют наши учёные и философы: она была одновременно и более трансцендентна и более жизненна. Она рассматривала Число не как абстрактное количество, но как существенное и деятельное качество верховной Единицы – Бога, источника мировой гармонии.

Наука чисел была наукой живых сил, божественных качеств в действии, как в мирах, так и в человеке, как в Макрокосме, так и в Микрокосме. Следовательно, проникая в свойство чисел, схватывая и объясняя их разнообразные сочетания, Пифагор создавал в сущности целую теогонию или обоснованную на разуме теологию.

Он учил, что проявленный мир – тройствен, ибо как человек состоит из 3-х различных элементов, сплавленных вместе (тела, души и Духа), так же и Вселенная обладает 3-мя аспектами: мир естественный (Природа), мир человеческий и мир Божественный. Пифагор признавал, что человеческий Дух в своей бессмертной, невидимой и абсолютно-деятельной природе, происходит от Бога.

Организация и эволюция человека повторяются на всех ступенях жизни и во всех сферах бытия. Подобно тому, как человеческая Душа бьётся между Духом, который её привлекает, и телом, которое её задерживает, так и всё человечество развивается между миром естественным и животным, в котором оно погружено своими земными корнями, и Божественным миром чистых Духов, где скрывается истинный Источник, к которому оно стремится подняться.

И то, что происходит в человеке, повторяется и на всех планетах и во всех солнечных системах, лишь в различных соотношениях и в постоянно возобновляющихся различных видах.

Великая заслуга Пифагора состояла в том, что он сформулировал этот закон с ясностью греческого гения. Он сделал из него центр теогонии и основу всех наук.

 

Назад Вперед