СУННИТЫ И ШИИТЫ

После смерти Мухаммеда в 632 году наиболее влиятельная часть мусульманской общины выбрала преемником Пророка его ближайшего соратника Абу Бакра, который стал первым халифом. Однако не все были согласны с этим. Некоторые считали, что преемником должен стать кровный родственник Мухаммеда, так как право на руководство общиной закреплено за родом Пророка божественной властью.

Кровный родственник Пророка Али (его двоюродный брат, женившийся на дочери Мухаммеда Фатиме) стал четвёртым халифом.

Первый раскол в исламе произошёл во второй половине 7-го века после смерти Али, когда его сторонники стали настаивать на исключительном праве потомков Пророка (наследников Али и Фатимы) на высшую духовную и светскую власть в халифате. Сторонников Али начали называть «Шиат-Али» («приверженцы Али»), или, коротко, «шии́ты».

Другую часть верующих, которая считала исключительность рода Али сомнительной, стали называть сунни́ты. Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из Сунны – второго по важности после Корана Писания ислама.

Между шиитами и суннитами началась борьба, закончившаяся поражением шиитов. Господствующим течением в исламе стал суннизм, а представители обоих направлений стали непримиримыми соперниками и очень часто – ожесточёнными врагами.

К суннитам относятся примерно 85% мусульман, а на долю шиитов приходится 15%. Большинство мусульман в Российской Федерации – последователи суннизма. Основная часть шиитов живёт в Иране, который чуть ли не с первых веков ислама стал центром шиитской оппозиции.

Со временем как в ортодоксальном исламе (суннизме), так и в оппозиционном (шиизме) возникло немало различных течений и сект.

 

Более широкие и глубокие расхождения возникли в вопросах о том, как следует руководить мусульманским сообществом.

У шиитов общественная, политическая и религиозная власть была сосредоточена в руках лидера, которого они называли има́мом. У шиитов имам, который должен быть прямым потомком Мухаммеда, возглавляет не просто местную общину, а всё шиитское сообщество, и, по убеждению шиитов, чист и непогрешим. Шииты верят, что душа Мухаммеда и его зятя Али, переселяется в имамов, посылаемых на Землю, чтобы руководить духовной жизнью верующих.

Арабское слово «имам» означает «лидер, руководитель». В понимании суннитов – это просто человек, который каждую неделю по пятницам проводит богослужения в мечети и руководит местной общиной. В первые годы ислама функции имама выполнял сам Мухаммед, а после его смерти – халифы. Халиф по суннитской версии является верховным имамом всех мусульман.

Первоначально, до 1517 года, высшим духовным лицом мусульман оставался халиф. После того, как с 1517 года власть халифа перешла к турецким султанам, они, не желая вникать в религиозные проблемы населения, стали назначать своих заместителей по духовным вопросам – му́фтиев.

Муфтий стал одним из высших духовных лиц в суннитской ветви ислама. Муфтий – это священнослужитель, который признаётся религиозным авторитетом и имеет репутацию мудреца и богослова, знатока шариата.

Роль муфтия в мусульманской общине очень важна, так как он, пользуясь большим уважением верующих и обладая необходимым багажом знаний, наделён правом разрешать любые конфликты и выносить решения по спорным вопросам в соответствии с Кораном и Сунной. Как правило, в каждой стране, где есть мусульманская община, избирается или назначается муфтий (один или несколько), который выносит решения с учётом местной специфики.

Многие важные решения, которые способны повлиять на мусульманский мир, принимаются только с одобрения муфтиев.

 

Выявившиеся уже в первые десятилетия после смерти Мухаммеда разногласия среди последователей ислама породили разное отношение к каноническому тексту Корана со стороны различных течений мусульман.

Сунниты признали этот текст целиком и безоговорочно.

Шииты не были удовлетворены им, так как в нём не была отражена роль Али. Они считали Коран частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али преемником Мухаммеда. Халиф Али как символ шиитов со временем был обожествлён ими и почитается не менее, чем Пророк, а в некоторых шиитских сектах даже больше. Существуют даже шиитские версии Корана с добавлением суры «Два светила», в которой Мухаммед и Али поставлены рядом. Однако шииты были вынуждены пользоваться каноническим текстом Корана.

Что касается Сунны, то сунниты признают её целиком, а шииты относятся к ней сдержанно. Они признают значительную часть её хадисов, особенно те, которые приписываются лицам, близким к Али. В противовес остальным они создали собственные предания – хаба́ры. Сборники хабаров являются у шиитов законным источником мусульманского права наряду с Кораном.

 

Отношение к роли Али и есть главное и основное разногласие между суннитами и шиитами. Оно стало причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате в 656–661 годах. Но в дальнейшем серьёзных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать.

На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране в 1979 году, после которой к власти в стране пришёл теократический режим.

Эти события положили конец нормальным отношениям Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты. Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война Ирана с Ираком, подавляющую часть руководства которого составляли сунниты.

На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций (известных как «арабская весна»), прокатившейся по региону.

Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.

Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов. Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – скорее исключение, вызванное политическими причинами. Этот конфликт уходит корнями в мрачную глубину веков.

 

Назад Вперед