Мандала
Символы интересовали человека с самых древних времен. Принято считать, что символы – язык древней магии, язык мистерий. На самом деле это язык не только магии и мистицизма, но и всей Природы, потому что каждый закон и сила, действующие во Вселенной, проявляются и становятся доступными ограниченному уму человека посредством символов. Многие рисунки первобытных людей по сути тоже символы. Наверно, у человека от самых истоков было знание о том, что символы каким-то образом структурируют пространство и время и тем самым влияют на ход событий, что символы являются своеобразными ключами вхождения в другую реальность, в другое измерение, в другую энергетику. С помощью символов люди искали способы сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности обычного человеческого языка.
С глубокой древности известны различные магические знаки (геометрические фигуры и другие символы), обладающие сильнейшим воздействием на человека, его здоровье, его ментальное и эмоциональное состояние, его энергетику. Особое значение им всегда придавалось в религии, магии, оккультизме, где они становились объектами поклонения. Символам часто придавался мистический смысл. Все христиане поклоняются кресту. В индуизме особое значение придается символу ОМ, означающему «звук, который создал Вселенную», в даосизме – символу Дао, в иудаизме – шестиконечной звезде Давида. Буддисты создают мандалы.
«Мандала» на санскрите означает «круг», «магический круг». Её символизм включает организованные формы с отчетливой периферией и центром: с круглым или квадратным рисунком в центре и радиальным или сферическим расположением рисунков по краям.
Мандальный символизм может быть простым, например, круг в квадрате или квадрат в круге. А иногда мандала может содержать множество геометрических фигур, вписанных друг в друга, что указывает на последовательную и сложную организацию пространства. Наиболее интересной является подобная фигура в махаяна-буддизме (Тибет). Здесь она выглядит как квадрат в круге с Т-образным ответвлением на каждой из четырех сторон. В сам квадрат тоже заключены концентрические круги. Мандалами также могут быть величественные строения, такие как Боробудур – буддийское святилище на острове Ява. В основании этого храма находится круг, вписанный в квадрат.......
Видимый круг по небосклону, который описывает Солнце изо дня в день, является наиболее первозданной и простой мандалой и тем естественным магическим кругом жизненных повторений, который не дает распасться на части нашему сознанию – нашему осмыслению мира и себя в нем.
Символ мандалы означает священное пространство, защищающее центр. Архаическую идею о защитных чарах магического круга до сих пор можно встретить в фольклоре. Это идея магического круга, который чертят вокруг всего того, что хотят защитить от враждебного воздействия, исчезновение чего хотят предотвратить.......
Основание городов во времена живой мифологии претендовало на то, чтобы быть образцами космоса. Их фундамент представляет собой то же самое божественное основание, на котором покоится и сам мир. Когда закладывался фундамент города, было принято совершать вокруг него ритуальный обход или объезд, дабы защитить всё находящееся в пределах этого круга.......
Часто мандала воплощается в ритуальных или народных танцах, где осуществляется круговое движение или хоровод около центральной точки, иногда с расхождением в четыре угла и возвращением к центру.......
Увидев в буддийских и христианских мандалах аналог процесса самоорганизации психики вокруг невидимого центра, Юнг нашел, что мандала – на удивление верный и наиболее глубокий символ для обозначения идеи Самости. Мандала представляет собой защитные границы магического круга или квадрата, центральная точка внутри которого в религиях раскрывает природу Божества. Когда разум человека переживает вторжение бессознательного, его психика часто создает нечто подобное: границу по краям и центральную фигуру внутри, что выражает стремление к организации внутреннего пространства. Здесь имеется в виду защита центра личности, который не следует выставлять наружу и подвергать воздействиям извне. В «безопасном», «священном», центральном месте помещается образ нового центра индивидуации, способного организовать вокруг себя как прежнюю, так и вновь воспринятую реальность. Проявляющиеся во снах геометрические фигуры более или менее правильной формы и всё, содержащее число 4, – от равностороннего креста до четырех орехов, лежащих на тарелке, – всё это, по Юнгу, является мандалами, хранящими внутри еще не видимый символ Самости.
Фигуры, подобные мандале, – один из центральных мотивов бессознательных рисунков. Мандальный символизм встречается в снах и видениях, часто сопровождаясь глубоким чувством гармонии и покоя. Мандальные видения проявляются также как выход в сферу «активного воображения», как «интенсивная концентрация на обратной стороне сознания», чтобы сделать её доступной для разума.......
Считается, что созерцание мандалы приносит внутреннее умиротворение, чувство осмысленности и упорядоченности жизни. Это же чувство вызывает спонтанное появление мандалы в сновидениях современных людей, вовсе не приверженных подобным религиозным традициям и не имеющих о них представления. Может быть, в таких случаях положительный эффект даже сильнее, потому что знания и традиции иногда смазывают или даже блокируют спонтанный опыт.......
По мнению Юнга, мандала выполняет 4 основных функции:
1. в ситуациях, вызывающих тревогу, она дает защиту и успокоение;
2. при дезориентации указывает на цель и задает правильное направление дальнейшей деятельности;
3. при хаотических состояниях дает чувство целостности, порядка и целенаправленной структуры;
4. вызывает чувство интереса и любопытства.
Можно сказать, что мандала не только служит выражением порядка, но и сама упорядочивает внутреннюю жизнь человека. Это – психокосмограмма, схема распада целого на части и интеграция частей в целое.......
Конец ознакомительного варианта фрагмента книги