Эго
Представление о «Я» не всегда было таким, как сейчас; оно имеет долгую историю. Сейчас мы понимаем наше «Я» через образ личного сознания или образ сознательной воли (Эго), причем понятие воли является более новым и потому более прогрессивным. Устаревшее понятие «Я», в чистом виде не дошедшее до нас, – это осознание себя через свою функцию (Персону) внутри некоей общности людей, то есть «Я», которое содержит в себе компонент «мы» и предполагает свою соотнесенность с общей волей или общим мироощущением. Но и это еще не самое древнее понятие человека о себе: ему предшествовало представление о себе как о безличной части рода, от которого ведет начало идея переселения души умершего родственника в тело родившегося младенца. Это древнее представление о себе через образ предка смыкается с генетической памятью и нам практически недоступно.
«Я», то есть Эго, равномерно приобретается в процессе всей жизни человека. Нормальный ребенок изначально психологически пребывает в состоянии бессознательности. В процессе его развития из океана бессознательного, подобно маленьким островкам, возникают разнообразные изолированные моменты сознания. Такие островки становятся всё больше и больше, сливаются друг с другом, пока Эго-комплекс окончательно не кристаллизуется и не дает возможность более или менее устойчиво осознавать себя и других.
Чтобы осознавать себя, человек должен уметь отличать себя от других. Но в самом раннем возрасте ребенок еще не способен делать это. Его Эго в этот период проявляется в спроецированном виде. Многие дети говорят о себе в третьем лице, называя себя по имени, и не произносят слова «Я», поскольку их «Я» проецируется на их имя. Ощущение идентичности с Эго пока еще отсутствует.
Если продолжить наблюдение, то довольно часто можно обнаружить, что на следующей стадии своего развития Эго проецируется на одно какое-нибудь существо, которое приводит личность в восхищение. Это может быть член семьи (брат, сестра или кто-нибудь еще), товарищ, сосед и т.п., которому ребенок подражает. Таким образом, эго-формирующий фактор опирается на восхищение, побуждающее человека подражать тому, кем он восхищается. Часто им становится герой волшебной сказки, который служит своего рода моделью для подражания. Само слово «герой» наводит на мысль об этом, ибо герой – личность образцовая. Желание подражать ему является непроизвольным для большинства людей.......
Эго – это наше сознательное отождествление со своим телом, с накопленным им жизненным опытом, с его переживаниями и воспоминаниями; это то, как мы видим и понимаем себя, наряду с сознательными и бессознательными чувствами, сопровождающими это ви́дение и понимание.......
Люди часто отождествляют себя со своим внешним видом, со своими проблемами или с какими-то вещами, наличие которых может удовлетворить сильное стремление почувствовать себя сильной личностью, обладающей индивидуальностью и внутренним опытом.
Эго определяет центр нашего сознания и связывает нас с миром. Это то «Я», которое действует в окружающем нас мире и направляет все действия нашей души. Оно принимает решения и делает выбор. Бодрствующее Эго – ответственный представитель всего, что сделано от нашего имени, от нашей индивидуальной психики, и оно же легально подотчетно обществу.
Для хорошо развитого Эго-комплекса в высшей степени характерна непрерывность мышления.......
Эго – это сложное образование, которое определяется
1) общим осознанием собственного тела и
2) данными памяти.
Таким образом, Эго можно назвать комплексом психических фактов, то есть чувственно окрашенной группой представлений о себе, имеющей как сознательные, так и бессознательные аспекты. Этот комплекс обладает мощнейшим магнетизмом: он притягивает то, что содержится в бессознательном, в этом темном царстве, о котором мы ничего не знаем. Он также притягивает впечатления извне, которые, соприкасаясь с Эго, становятся фактами сознания .......
Конец ознакомительного варианта фрагмента книги