Рождение термина «индуизм»

Термин «индуизм» произошёл от персидского слова «хинд» (англ.–hindu), которым называли долину реки Инд. Начиная с 8-го века н.э., после того, как ислам проник в долину Инда, персидские авторы начали проводить различие между мусульманами и «неверными», называя последних «индусами». В 18-ом веке англичане начали называть индусами тех обитателей полуострова Индостан, которые не были мусульманами, джайнами, сикхами или христианами.

Сам термин «индуизм» появился только в начале 19-го века н.э. в результате добавления к слову «hindu» суффикса «изм» и, таким образом, первоначально не был названием религии индусов.

Впоследствии понятие «индуизм» как религии было принято индийцами в ходе борьбы за свою независимость. Они стали рассматривать индуизм как противовес колониализму, как религию, способную соперничать с христианством. Под индуизмом стали понимать то течение индийской религии, которое развивалось в период с 1-го по 5-ый века н.э. и заменило собой брахманизм.

Известный британский индолог и санскритолог, профессор Оксфордского университета, сэр Монье-Вильямс (1819–1899 гг.) проследил историю развития религиозной мысли в Индии на протяжении 3-х последовательных этапов, которые он назвал ведизмом (16–7 вв. до н.э.), брахманизмом (7 в. до н.э.–5 в. н.э.) и индуизмом (возник между 1 и 5 вв. н.э.).

При такой классификации ведизм определяется как период Откровения, брахманизм – период организации, а индуизм – период толкования.

Но многие авторы, и раньше и теперь, используют термин «индуизм» как название индийской религии, включая сюда все периоды её развития.

 

Индуизм – это больше чем религия, это также философия и жизненный путь, это культура в широком смысле этого слова. У индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина. В нём огромное количество богов. Служители культов в разные периоды призывали верующих молиться, в основном, одним и тем же богам, опирались на одни и те же Священные Писания, но духовный лидер каждого храма трактовал их по-своему. Отсюда множество религиозных течений. 

Индуизм – это семейство разнообразных религиозных течений, верований и культов, философских систем и школ, имеющих общие черты.

Их объединяет много общих концепций и принципов, таких как карма и реинкарнация; вера в Верховное существо, которое сотворяет Вселенную, поддерживает её, а затем разрушает, чтобы заново повторить этот цикл; вера в мокшу, что значит освобождение души от бесконечной череды перерождений; следование дхарме – совокупности правил и норм поведения, необходимых для поддержания порядка; следование ахимсе – «непричинению вреда всему живому», принципу «ненасилия».

Хотя у индуизма, древнейшей в мире религии, не было основателя, фактически у его истоков стояли Великие Посвящённые – Рама и Кришна.

Для Индии характерно то обстоятельство, что образы эпической поэзии играют выдающуюся роль в религии. Именно благодаря этому Рама, герой великого эпоса «Рамаяна», сделался нравственным идеалом народа и из племенного героя – национальным. Первая историческая кристаллизация индийской религии появляется в Учении Кришны, которое придает индуизму его могущество и неизгладимую печать. 

 

Назад Вперед