РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА

После смерти Пророка в Аравии некоторые кочевые племена пытались восстать против новых порядков, но безуспешно. Преемники Мухаммеда быстро и решительно пресекли внутренние смуты и основную свою энергию направили на распространение ислама вширь, на завоевания.

Мухаммед сделал главное, в чём нуждались в начале 7-го века арабы, – он объединил их, дал им сплачивавшее их в единое целое учение и указал тот путь, по которому следовало направить нерастраченный после упадка торговли запас сил и энергии.

Правоверные должны были обратить в свою веру «неверных», поставить всех под знамёна великого учения святого Пророка. Этот путь соответствовал и нормам ислама, и стремлениям к наживе и военной добыче, которая уже при Мухаммеде стала едва ли не первым по важности источником доходов мусульманской общины.

Сложная внутренняя борьба вокруг престола халифа не ослабила поступательного движения ислама. Уже к началу 8-го века арабы завоевали почти всю Среднюю Азию, достигнув рубежей Индии и Китая, Северную Африку, Испанию.

Арабские завоевания шли параллельно с исламизацией завоёванных народов, что позволило Халифату просуществовать немало веков. Наместники Пророка, халифы, считали своим долгом присоединять к империи всё новые земли, обращая при этом в мусульманство их население. С помощью ислама местное население завоёванных земель фактически стало арабским по языку и культуре. Произошло замещение местных языков и культур арабским языком и исламской арабской культурой.

В 8-ом веке Халифат почти не расширялся. Основной целью было сохранить завоёванное. А сделать это было нелегко. Наместники халифа – эмиры, с течением времени всё более обособлялись в управляемых ими странах и стремились превратиться в наследственных правителей.

В течение 9–10 веков в Египте, Марокко, Ливии, Иране, в Средней Азии возникли самостоятельные эмираты с наследственной властью. Под властью халифа остался один Ирак, причём в самом Багдаде власть перешла к военачальникам, а халиф превратился в духовного руководителя. Арабский халифат распался, но осталась мусульманская культура, объединявшая население многих стран.

В 11–16 веках на завоёванных арабами землях проходила борьба с кочевыми племенами-захватчиками. В итоге в 16-ом веке бо́льшая часть этой территории оказалась под властью Османской империи. Объединив под своей властью подавляющее большинство мусульманских стран и народов, фактическим повелителем правоверных, преемником верховной власти арабских халифов стал турецкий султан. Однако он уже не мог претендовать на религиозную власть в пределах всего исламского мира.

В 16-ом веке 3 выдающиеся династии возвели ислам на вершину его величия:

  1. Осма́нская с центром в Стамбуле, охватывающая священные земли от Мекки, Медины и Иерусалима до Египта, Северной Африки, Ирака и юго-востока Европы;
  2. Сефеви́ды в Иране;
  3. Мого́лы, правившие на землях современной Индии.

Эта эпоха мирового господства ислама закончилась с распадом Османской империи в 1918 году.

Распространяясь и приобретая характер мировой религии, ислам по-прежнему был связан корнями с арабской культурой, со священными городами Меккой, Мединой и Иерусалимом и с арабским языком Корана.

 

Назад Вперед