ДЗЭН–буддизм (или ЧАНЬ–буддизм)

Как гласит предание, ещё при жизни Гаутамы Будды родилась секта дхианы – Орден Безмолвного Наставления. Начиная с первого патриарха дхианы дхарма (учение) переходила от мудреца к мудрецу в непрерывном ряду мастеров медитации. Каждый из них, как полагают, передавал учение своему преемнику, не прибегая к словам или внешним знакам, до тех пор, пока, наконец, в начале 6-го века н.э. оно не было доверено патриарху Паньятаре – учителю, обладавшему редкими талантами и знаниями.

Интересно, что со временем в буддизме даже сформировалась так называемая «теория двух ночей», излагающаяся в некоторых сутрах. Согласно этой теории, от ночи пробуждения до ночи отхода в Нирвану Будда вообще не произнёс ни одного слова, но его сознание, подобно ясному зеркалу, отражало все проблемы, с которыми к нему приходили люди, и давало им безмолвный ответ, который они и озвучивали в виде сутр. Изначальные истины содержались за пределами слов – в улыбке Будды и в его безмолвии.

Патриарх Паньятара в безмолвии медитации открыл мистическую доктрину монаху Бодхидхарме, который стал величайшим представителем дхианы, или науки просветлённой медитации. Именно Бодхидхарма, часто называемый «воинственным монахом» и «синеглазым брахманом благородного происхождения», принёс дхиану в Китай, куда он отправился по наставлению своего учителя проповедовать Истину. Оттуда она, согласно легенде, попала в 7-ом веке в Японию.

Произношение санскритского слова «дхиана» претерпело трансформацию в китайском языке в «чань», во вьетнамском в «тхиен», в корейском в «сон», а затем, распространившись в Японии, – в «дзэн». Из всех названий наиболее широкую известность на Западе получило японское «дзэн», которое во избежание путаницы и будет использоваться здесь.

Дзэн – это медитация для становления самим собой. Дзэн не преподают в нашем понимании преподавания, а передают как состояние те, кто им обладает, тому, кто способен его воспринять.

По преданию, дзэн принёс в Китай в 6-ом веке н.э. Бодхидхарма – одинокий монах, который позже стал признанным 28-ым индийским патриархом буддизма и Первым патриархом дзэн-буддизма в Китае. Имя Бодхидхарма означает «учение о просветлении», но оно транскрибировалось. Монах стал известен в Китае под именем Дамо, а в Японии – Дарума.

Бодхидхарма был принят императором, который слыл большим поклонником буддизма, выделял немалые деньги на сооружение пагод и строительство монастырей, способствовал переписыванию и распространению сутр, раздавал подаяния монахам. Император ожидал за свои заслуги воздаяния в будущей жизни и был поражён словами монаха, что истинные заслуги не связаны с деяниями в миру, а лишь с обретением Будды внутри себя.

Однако Бодхидхарма, предлагавший отказаться от чтения сутр и многочисленных ритуалов, не был понят. Он удалился от двора императора и после долгих странствий пришёл в небольшой уединённый монастырь Шаолинь на горе Суншань. По легенде, в горной пещере недалеко от монастыря он, обратившись лицом к стене, провёл в сидячей медитации 9 лет.

Просидев 9 лет в созерцании стены, Бодхидхарма не смог подняться из-за того, что его не слушались ноги. Но патриарх, используя особый комплекс упражнений, восстановил подвижность ног и предписал монахам сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. Эти упражнения включали в себя комплексы кулачного боя, владения монашеским посохом и дыхательно-медитативные методики. Многое из этого было взято непосредственно из китайского даосизма. По рассказам, Бодхидхарма уже в то время начал показывать чудесное искусство – «уменьшение веса тела», вошедшее позднее в арсенал подготовки монахов-бойцов.

Передав полностью своё учение, Бодхидхарма покинул гору Суншань, оставив монахам знаменитый трактат по искусству самосовершенствования («Ицзинь цзин»). Он внёс большой вклад в развитие монастыря Шаолинь, передав монахам комплекс упражнений, позже названный цигун.

Бодхидхарма, как и многие другие старые учителя дзэн, умышленно принимали непривлекательный внешний вид с единственной целью – обескуражить тех, кто стремился стать их учениками. Только тот, кто обладал достаточной проницательностью, чтобы видеть скрывающуюся за внешней стороной реальность, считался достойным просветления. По этой причине Бодхидхарма принимал в ученики только тех, кого не удавалось заставить уйти, запугивая и отталкивая суровостью или бранью. Дзэн предназначалась для сильных, а не для слабых; для решительных, а не для тех, кого легко запугать.

Подлинная и документированная история дзэн началась с 7-го века, когда секта распалась на северную и южную ветви.

В более канонической северной ветви считалось, что просветление является закономерным результатом длительных усилий и напряжённых раздумий в процессе медитации. Эта ветвь вскоре заглохла.

В южной ветви считалось, что озарение приходит внезапно в результате интуитивного толчка, но оно нисходит только на подготовленного к этому человека. Эти идеи стали основой для последующего развития дзэн в китайском и японском вариантах.

Для искусственного стимулирования внезапного прозрения обычно использовали различные методы.

Во-первых, стал применяться резкий и пугающий стиль обучения – резкие окрики, толчки и даже удары, которые обрушивались на погружённого в транс и ушедшего в себя человека. Считалось, что в этот момент он может получить интуитивный толчок, на него может снизойти озарение, просветление.

Во-вторых, для стимуляции напряжённой работы мозга как популярное средство для медитации стали использовать головоломку – коан (японская калька китайского слова «гунъань»).

Коаны предназначены для того, чтобы вытолкнуть сознание за пределы рационального мышления, за пределы дуалистических понятий и категорий к свободе и простору просветлённого восприятия. Классический пример коана: «Удар двумя ладонями – хлопок, а что такое хлопок одной ладонью?». Постичь смысл коана посредством логического анализа невозможно. Следовало искать глубокий внутренний смысл, умение находить парадоксальный ответ.

В-третьих, важным методом были диалоги между мастером и учеником.

Мастер и ученик вначале как бы настраивались с помощью взаимных сигналов на общую волну, а затем, задав друг другу тон и код беседы, они начинали диалог. Цель его – вызвать в сознании ученика, настроенного на волну мастера, определённые ассоциации, резонанс, что в свою очередь служило подготовке ученика к восприятию озарения, просветления.

К концу 10-го века произошло революционное изменение, касающееся распространения буддизма, – впервые был опубликован полный буддийский канон текстов на десятках тысяч отдельных деревянных табличках. Эта новая технология печати оказала глубокое влияние на дзэн-буддизм, поскольку сделала возможной публикацию учений многих учителей танского периода, который стал золотым веком дзэн-буддизма в Китае.

Были собраны сборники коанов. Коаны стали популярным средством для медитации, что особенно характерно для школы Линьцзи в Китае и продолжавшей её линию японской школы Риндзай.

Дзэн-буддизм оказал огромное влияние на развитие китайской и японской культуры. Многие выдающиеся мастера литературы и искусства были воспитаны на парадоксах, коанах и идеях этой секты.

 

Назад Вперед