Период странствий. Обучение Е.П.Блаватской в Тибете

1851 год имел для Блаватской чрезвычайное значение. Елена Петровна посетила Лондон в то время, когда там проходила Всемирная выставка, на которую люди съезжались со всего света. Она уже порвала и с семьёй, и со страной и стояла на пороге полной приключений жизни.

Прогуливаясь однажды, Елена увидела в составе одной из делегаций высокого индуса, который держался с необыкновенным достоинством. Она узнала в нём своего Хранителя и Учителя из своих снов. Елена застыла на месте, сердце почти перестало биться. Её первым побуждением было броситься к нему, заговорить с ним, упасть к его ногам, но он величественным жестом приказал ей оставаться на месте. И она стояла, оцепенев, пока он не прошёл мимо.

Этот красивый индус был для непосвящённых всего лишь принцем-раджпутом, но для Блаватской он был Учителем, Махатмой Морией – одним из Великих Душ мира, Адептом Белого Братства, члены которого посвятили себя служению духовным запросам человечества.

На следующий день Елена, движимая какой-то необъяснимой силой, медленно, в задумчивости бродила по Гайд-парку, снова и снова возвращаясь мыслями к почти невероятной встрече. Внезапно подняв глаза, она увидела перед собой Учителя.

Махатма Мория сказал ей, что пришла пора приподнять завесу тайн древних восточных Учений для народов Запада. Для этого потребуется её сотрудничество. Необходимо создать общество для изучения и распространения оккультных знаний, и Махатмы Шамбалы видят его основательницей Елену.

Учитель сказал ей: «Судьба свяжет вас с Индией, но это произойдёт позже, через 28–30 лет. Пока же поезжайте и познакомьтесь с этой страной». Вкратце он поведал о всех трудностях, которые ей придётся преодолеть, и сказал, что до этого ей надо будет провести 3 года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этого очень трудного дела. Однако путешествие в Тибет заняло 7 лет вместо 3-х.

После этой встречи жизнь Елены изменилась, появилась цель и смысл. Её встречи с гималайскими Учителями, как она их называла, (среди них Учитель Мория был ей ближе всех) с этого момента приобрели определённую периодичность. Они происходили, как правило, в уединённых местах, в атмосфере мистической таинственности и абсолютной секретности.

 

7 лет жизни Блаватской (с 1851 по 1858) выпали из поля зрения её биографов. Её сестра В.П.Желиховская писала: «Никто не знал, где она, и мы считали её умершей». Однако известно, что она тайно имела общение с отцом, который знал о её перемещениях, периодически снабжал её деньгами, но никому не говорил, где она находится.

Все эти годы Е.П.Блаватская скиталась по всему свету. Её путь пролегал по Центральной Азии, Индии, Китаю, Японии, Северной и Южной Америке, Африке, Европе.

Биографы пишут, что Блаватская никогда не вела дневников, поэтому трудно указать даты её путешествий. Дважды она посетила Индию, где неоднократно встречалась с Учителем. Несколько раз неудачно пыталась проникнуть в Тибет.

За это время она изучила всевозможные оккультные практики. Несколько раз была на грани жизни и смерти. По её словам, за эти годы она совершила 3 кругосветные путешествия, во время которых с ней случались самые невероятные происшествия и приключения, которые впоследствии легли в основу её потрясающих литературных произведений.

Во время её многолетних путешествий по разным странам Учитель оберегал её от опасностей. Так, когда интересующаяся различными духовными и оккультными практиками Елена решила изучить магическое искусство вуду, Учитель явился ей в видении и предупредил об огромных опасностях, которые таит в себе эта практика. Вняв предупреждению, Блаватская тотчас уехала из этой местности.

 

В конце 1858 года, после 10-летнего отсутствия Блаватская приехала в Россию. Здесь, в начале 1860-х годов она устраивала спиритические сеансы, пристрастив к этому занятию петербургское общество.

Отец и младшая сестра Вера в это время были в Пскове, и Елена Петровна навестила их. Как вспоминала В.П.Желиховская, сестру постоянно окружали таинственные звуки, которые доносились отовсюду – от мебели, из окон, с потолка, от пола и стен. С этими невидимками можно было переговариваться посредством условных стуков. Эти незримые силы не только давали ответы на мысленные вопросы, но и обладали ясновидением, вызывая у окружающих изумление и ощущение чуда.

Тогда же состоялась знаменательная встреча Елены Петровны с митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским, бывшим экзархом Грузии, преосвященным Исидором, которого сёстры помнили с детских лет.

Встреча произошла в кафедральном соборе города Задонска. В.П.Желиховская вспоминает:

«У меня было плохое предчувствие, и по дороге я сказала сестре: «Прошу тебя, постарайся, чтобы твои милые чёртики молчали, пока мы будем у митрополита»… Однако стуки начались Он сразу заметил наше смущение и, поняв положение, спросил, которая из нас медиум… я поспешила указать на сестру.

Митрополит беседовал с нами более часу. Когда он подробно расспросил мою сестру, нам показалось, что он вполне был удовлетворён тем, что увидел этот феномен.

На прощание он благословил Елену и напутствовал словами «Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете особым даром, данным вам… Мало ли неизведанных сил в природе? Всех их не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено, как не воспрещено и пользоваться ими. Онможет употребить их на пользу всего человечества Бог да благословит вас на всё хорошее и доброе».».

Может быть, благодаря этой встрече отношение Елены Петровны к православию всегда оставалось глубоко уважительным.

 

Е.П.Блаватская покинула Россию столь же неожиданно, как и вернулась в неё. Она получила повеление Учителя ехать в Стамбул, а оттуда вновь плыть в Индию. Так началось третье, самое таинственное пребывание Блаватской в этой стране. Сведений о нём практически нет, но из многих намёков, рассеянных по её сочинениям и письмам, можно заключить, что то были годы напряжённой учёбы под руководством Махатмы Мории и других Учителей.

Когда Елене Петровне исполнилось 33 года, ей, наконец, удалось попасть в Гималаи. По словам Блаватской, ей посчастливилось побывать в «штаб-квартире Братства совершенных Адептов».

Трудно с определённостью судить о её встречах в Гималаях. Обычно словоохотливая, Елена Петровна на этот счёт хранила молчание или отделывалась намёками и общими фразами. Описывая убежище своих Учителей, она использовала ключевое понятие оккультизма «майя» как таинственную завесу, скрывающую от посторонних глаз гималайских Учителей и места их обитания. Известно лишь, что она пробыла в Тибете 7 лет.

Проведя несколько лет в Ашраме Махатмы Мории, Блаватская прошла полный курс обучения и получила особое Посвящение в оккультные мистерии.

Какое-то время она провела в доме Махатмы Кут Хуми, получая оккультные знания. В одном из писем Елена Петровна сообщает, что «дом Учителя К.Х. находится в области гор Каракорума, за Ладакхом, который в Малом Тибете и относится сейчас к Кашмиру. Это большое деревянное здание в китайском стиле, похожее на пагоду, расположенное между озером и красивой горой».

С помощью Учителя Кут Хуми Блаватская получила доступ в несколько ламаистских монастырей, посетила Лхасу, столицу Тибета, долгое время жила в монастыре Панчен-ламы Ташилумпо, совершенствуясь под наблюдением опытных наставников в тайных науках Востока.

Доверие Учителей к Блаватской было так велико, что они обучили её древнему языку Посвящённых Сензар и позволили ознакомиться с древними манускриптами.

В своих письмах Елена Петровна писала:

«Я знаю Адептов, Братьев, и не только в Индии и за пределами Ладакха, но и в Египте, и в Сирии, – ибо там существуют эти Братья и по сей день».

«За Гималаями существует центр Адептов различных национальностей, и Панчен-лама из Тибета знает их. Мой Учитель Мория, Учитель К.Х. и ещё несколько других, с которыми я знакома лично, находятся там, приходя и уходя, и все они поддерживают связь с Адептами в Египте, Сирии и даже в Европе».

Позднее западная наука и общественность с большим недоверием отнеслась к сообщениям Блаватской о существовании Махатм, о её связи с ними и к проявлениям её необычных способностей. Однако её труды подтверждают правоту её слов.

В 1927 году один из крупных современных исследователей Тибета и его философии У.И.Эванс-Венц в предисловии к своему переводу «Тибетской Книги мёртвых» писал:

«Покойный лама Кази Дава Самдуп полагал, что несмотря на недоброжелательную критику трудов Блаватской, у этого автора имеются бесспорные доказательства того, что она хорошо была знакома с высочайшим ламаистским учением, для чего ей потребовалось получить посвящение».

Индийский буддолог Гунапала Малаласекара, основатель и президент Всемирного братства буддистов, писал о Блаватской:

«Не подлежит сомнению её знакомство с тибетским буддизмом, а также с эзотерическими буддийскими практиками».

Японский философ и буддолог Дайсэцу Судзуки считал, что «несомненно, госпожа Блаватская каким-то образом была посвящена в более глубокие положения учения Махаяны».

В конце 1870 года, когда обучение завершилось, Блаватская через Суэцкий канал вернулась в Европу.

 

В 1870-ые годы в Америке, Европе и России прокатилась волна увлечения спиритизмом.

В 1871 году, находясь в Каире, Блаватская основывает «Спиритическое общество» для изучения медиумов и медиумизма. Это предприятие закончилось провалом. После чего в одном из писем она пишет:

«Я клянусь навсегда покончить с подобными сеансами – они слишком опасны, а у меня нет опыта и не хватает сил, чтоб справляться с нечистыми духами, которые могут подступиться к моим друзьям во время таких собраний».

В 1872 году Елена Петровна ненадолго в последний раз появилась в России. Так закончился период её странствования.

Назад Вперед