РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

История Русской Православной Церкви представляет собой большой пласт истории христианской церкви и истории России. Предметом научного изучения история Русской Православной Церкви стала в начале 19-го века. Предпосылкой к этому послужило общее развитие русской исторической науки, начатое во второй половине 18-го века такими учёными, как В.П.Татищев, М.М.Щербатов, Н.М.Карамзин и др.

Православная церковь была учреждена на Руси (на территории современных России, Украины и Беларуси) в 10-м веке после принятия христианства. Это был длительный и сложный процесс, продолжавшийся несколько столетий. До принятия христианства Русь была языческой страной, где поклонялись многим богам. Для формировавшегося государства необходима была религия одного Бога, более соответствующая идее государственного единства.

Восточные славяне через своих соседей были знакомы с несколькими монотеистическими религиями – иудаизмом, исламом и христианством. Летопись («Повесть временных лет») рассказывает, как князь Владимир Святославович выбирал для Киевской Руси религию. Его послов, побывавших на церковной службе в разных странах, восхитила церковная служба в Царьграде (Константинополе). Выслушав их рассказ, бояре сказали Владимиру: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».

Кроме того, при выборе религии учитывались и политические интересы страны.

Иудаизм, который исповедовали хазары и евреи, славяне отвергли из-за ассоциации с разорительными хазарскими набегами.

Ислам налагал множество ограничений, непривычных для русских людей.

Западный вариант христианства также отвергли из-за претензий Папы Римского на светскую власть и необходимость вести богослужение на непонятном латинском языке.

Так, киевский князь Владимир остановил свой выбор на восточном варианте христианства – православии.

В 988 году в водах Днепра с жителей Киева началось крещение Киевской Руси. За пределами Киева христианство распространялось труднее, часто насильственно, вызывая восстания. Это продолжалось до 12-го века.

Христианство оказало значительное влияние на все стороны жизни страны. Новая вера способствовала укреплению национального и государственного единства Киевской Руси. Благодаря христианству вырос международный авторитет древнерусского государства. Расширились экономические, культурные, дипломатические отношения с ведущими странами того времени, особенно с Византией. Вырос уровень культурного развития Руси. Стала распространяться грамотность, однако реальное распространение грамотности делает успехи только после освобождения крестьян от крепостной зависимости.

До конца 15-го века Русская Православная Церковь Киевской Руси входила в состав Константинопольского патриархата на правах особой митрополии с резиденцией митрополита в Киеве.

С середины 12-го века Русская церковь делилась на епархии, возглавляемые епископами. Епископы были, в основном, русские, выходцы из русских монастырей.

Низовой единицей церкви был приход, возглавляемый священником, которому помогали диаконы и дьячки. Центром приходской жизни был храм. Перед храмом собирался общинный сход, при храме работала школа, здесь же существовала общинная богодельня – приют для одиноких престарелых людей, малолетних сирот, больных и инвалидов.

Главный храм какого-либо крупного города назывался собором, перед которым собирался вечевой сход и шла торговля.

Особой структурой были монастыри. Они возникли во всех крупных городах.

Всё население страны перечисляло церкви налог в размере 10% от доходов. Важным источником доходов церкви были пожертвования от богатых людей, в основном земельные наделы. В период феодальной раздробленности каждый князь стремился украсить свой город богатым храмом.

Из Византии была заимствована иконопись. Одним из ярчайших представителей русского иконописного искусства и по сей день считается Андрей Рублёв.

На Руси было распространено поклонение святым мощам и паломничество.

От Византийской церкви были унаследованы церковные праздники. Главными из них считаются Пасха и двунадесятые праздники, название которых происходит от их числа – 12. Это Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Крещение Господне, Преображение Господне, Сретение, Успение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница (Троица), Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы. Наряду с ними были приняты и другие праздники Византийской церкви и отдельных городов. Особенно было распространено почитание Николая Мирликийского. Святой Николай Чудотворец стал одним из наиболее почитаемых на Руси святых и остаётся таковым и в современной России.  

В Русской Православной Церкви осуществлялся византийский порядок богослужения с церковным пением.

К католичеству и другим вероисповеданиям русские люди относились с предубеждением, однако ко всем иноземцам и иноверцам, живущим на русской земле, относились терпимо.

Дальнейшее объединение страны, проводившееся под главенством Москвы, соответствовало интересам церкви, поскольку оно способствовало сохранению канонического единства между епархиями. С начала 14-го века местопребыванием митрополита Киевского и всея Руси  стала Москва, а в 1355 году он добился разрешения именоваться митрополитом Московским. В конце 16-го века Московский митрополит получил достоинство Патриарха и окончательное признание автокефалии Русской Православной Церкви от восточных патриархов.

В связи с учреждением патриаршества изменилась структура Русской церкви. Ряд епархий получили статус митрополий и архиепископств.

Русская Православная Церковь поддерживала царскую власть, подчинялась ей, охотно сотрудничала с ней. Лишь изредка бывали исключения – патриарх Никон в 17-ом веке пытался поставить церковь выше светской власти.

В середине 17-го века в Русской церкви произошёл раскол. Во многом он был связан с деятельностью патриарха Никона. При нём стали исправлять ошибки, накопленные в церковных книгах при их копировании, сверяя их с греческими образцами, и приводить в соответствие с канонами православия обряды, которые на Руси также уже отличались от греческих. Например, в русском богослужении распространилась практика крещения «двумя перстами», в отличие от «троеперстного» крещения, принятого на православном Востоке.

Против этого выступил протопоп Аввакум, который затем был сослан в Тобольск, а потом в 1682 году сожжён по приговору суда. Его сторонники, которых стали называть старообрядцами или староверами, начали убегать от гонений в глухие места.

Слияние православной церкви с государством создало мощную систему самодержавно-деспотической традиции, освящённой авторитетом церкви, сломать которую оказалось очень сложно. Петру I, «пробивавшему окно в Европу», потребовалось очень много усилий. Добиваясь этого, Пётр упразднил русский патриархат, место которого занял Святейший Синод, ставший послушным орудием императора в его деятельности.

Когда в 1700 году умер патриарх Адриан, царь Пётр I не стал созывать Поместный собор для выборов нового патриарха, как это было принято ранее, а назначил блюстителя патриаршего престола и начал преобразования церкви, в результате которых патриаршество было упразднено. Его заменил Святейший Синод – высший орган церковно-государственного управления Русской церковью, который стал высшей административной и судебной инстанцией Русской церкви. Для усиления контроля правительства за деятельностью Синода была введена должность обер-прокурора.

Петровские и последующие реформы в религиозной сфере оказали сильное влияние на старообрядчество. Его ряды значительно пополнились за счёт людей, бежавших от усиливавшейся феодальной эксплуатации, растущих повинностей, прежде всего – военной службы. К концу 18-го века в старообрядческих общинах оказалось свыше трети православного населения России.

С другой стороны, политика правительства вызвала в рядах старообрядцев раскол на множество сект.

С 1905 года, когда был официально провозглашён принцип веротерпимости, старообрядцы получили равные с другими жителями страны права.

 

С 18-го века Русская Православная Церковь вела миссионерскую деятельность среди многочисленных народов , населяющих страну и за её пределами. К началу 19-го века было подготовлено достаточно кадров, владеющих национальными языками, издана церковная литература и появились особые училища для инородцев. Изменились методы проповеди. Вместе с проповедниками к язычникам теперь шли учителя и медики. Миссионеры изучали верования разных народов и серьёзно готовились к дискуссии с ними, ища точки соприкосновения. Нередко проповедь и богослужение велись на национальных языках, что привлекало язычников к христианству.

 

Синодальный период продолжался с 1721 года по 1917 год. За это время церковь постепенно лишалась самостоятельности и своего влияния.

Приход к власти большевиков в 1917 году изменил положение церкви. Она была отделена от государства, лишена права юридического лица и потеряла своё имущество. В период красного террора и сталинских репрессий почти все епископы и значительная часть священников были расстреляны или сосланы в концлагеря. Храмы разграблены, разрушены или стали использоваться не по назначению. К концу 1939 года в России осталось 4 действующих монастыря и чуть более 100 действующих храмов.

К началу Великой Отечественной войны над Русской Православной Церковью нависла угроза полного уничтожения. В стране была объявлена «безбожная пятилетка», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков».

С первых дней войны Русская Православная Церковь проявила мужество и стойкость и обнаружила способность ободрить и поддержать свой народ в тяжёлое военное время. Во всех храмах за богослужениями стали читать специальную молитву об избавлении от врагов.

Уже в первые месяцы войны началось движение с ходатайствами людей об открытии храмов. Многие храмы начали открываться стихийно, не дожидаясь разрешения.

Всё это побудило советское руководство официально разрешить открывать храмы. Преследование духовенства прекратилось. Священники были возвращены из лагерей и стали настоятелями вновь открытых храмов.

Все годы войны церковь собирала средства и лом металлов на военные нужды. Признание властью за Церковью её заслуг в деле защиты Отечества выразилось в награждении многих священников медалями «За оборону» и в официальном разрешении верующим отмечать церковные праздники и в первую очередь Пасху. Было восстановлено Патриаршество и открыта Духовная семинария для подготовки кадров будущего духовенства.

Великая Отечественная война, став тяжёлым испытанием для всего народа, спасла Русскую Православную Церковь от полного уничтожения.

После прихода к власти М.С.Горбачёва в 1985 году и распада СССР в 1991 году отношение к Русской Православной Церкви в корне изменилось, началось её восстановление. Ей стали возвращать и восстанавливать храмы, строить новые, и стали создаваться новые приходы. Светские руководители государства наконец-то признали огромное нравственное влияние церкви.

В начале 1920-х годов большая часть духовенства Русской православной церкви, оказавшегося вследствие революции и гражданской войны в изгнании и эмиграции, объединилась в эмигрантскую церковную организацию – Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ), которая вышла из подчинения московской власти.

В 2007 году РПЦЗ воссоединилась с Русской Православний Церковью и получила статус Самоуправляемой церкви в составе Московского патриархата. Таким образом был ликвидирован их 80-летний раскол.

 

Назад Вперед