Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов. Послание Махатм Кремлю

17 ноября 1923 года пароход «Македония» вышел из Марселя. На его борту находилась вся семья Рерихов. Они направлялись в Индию, где провели 2 года. Так начался первый этап 5-летней Центрально-Азиатской экспедиции. 

2 декабря 1923 года «Македония» прибыла в Бомбей.

В Индии Рерихи посетили Бомбей, Бенарес, Калькутту и другие города, налаживая культурные и деловые связи. Рерихи путешествовали по Индии в одеждах тибетских лам, делали денежные подношения монастырям и подарки отдельным ламам. Они посетили международный центр Теософского Общества в Адьяре, где Н.К.Рерих основал художественный музей имени Е.П.Блаватской.

Затем Рерихи отправились в удалённый высокогорный штат Сикким в предгориях Гималаев на границе с Тибетом, где в храме в окрестностях города Дарджилинга состоялась их встреча с Махатмой Морией и сопровождавшим его Джул Кулом. Если предыдущие встречи с Посланниками Белого Братства в Лондоне, Нью-Йорке и Чикаго были неожиданными и кратковременными, то эта встреча была запланированной и продолжительной. При этой встрече Рерихи получили инструкции о том, ЧТО надлежит сделать в ближайшие годы по Плану Владык, поручение, касающееся России и Москвы, а также был определён будущий маршрут экспедиции. 

Есть основания предполагать, что в это же время Рерихи были в столице Тибета Лхасе и посетили Шамбалу. Но об этом будет рассказано отдельно.

Кроме научных у экспедиции были и другие, более глубинные и не подлежащие широкому оповещению цели, связанные с задачами, имеющими решающее значение для эволюции человечества. Соответственно этому складывался и маршрут экспедиции; таким образом, посещение определённых стран и местностей было отнюдь не случайным.

Более года семья Рерихов прожила в Дарджилинге, совершая краткие поездки по монастырям для изучения буддийской культуры, посещая древние города и святилища. Знакомство с древними манускриптами и произведениями искусства раскрыли перед ними богатство древней культуры.

Для Юрия открылись большие возможности в изучении живых диалектов и в усовершенствовании тибетского языка. Он стал единственным в мире европейским специалистом по тибетским диалектам. Эти знания позволили ему глубоко постичь мировоззрение восточных народов.

Святослав начал собирать коллекцию предметов восточного искусства, написал большую серию картин, которые позднее представил в ведущих галереях Америки.

Елена Ивановна приняла у мужа «эстафету» записи духовных посланий от Махатмы Мории и начала вести постоянный дневник этих записей, из которых потом сложились тома Агни Йоги, или Живой Этики.

Вместе с тем она постепенно начала проходить через непосредственный опыт практического освоения получаемого Учения, выразившийся в длительном и сложном психофизическом преображении организма, который впоследствии Учителя и она сама называли Огненным Опытом. С 1924 года началось постоянное общение Елены Ивановны с Махатмой Морией и её переход в более высокие сферы сознания.

 

В сентябре 1924 года Н.К.Рерих с младшим сыном Святославом вернулись в Америку для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). В декабре 1924 года Н.К.Рерих приехал в Европу, где в Берлине  посетил представительство СССР.

Святослав остался в Америке один, чтобы продолжать учёбу в университете, при этом принимая активное участие в работе всех культурно-просветительных организаций, созданных Рерихами, и продолжая заниматься живописью. Кроме того он организационно поддерживал деятельность Центрально-Азиатской экспедиции с тыла.

 

После Европы, в январе 1925 года Н.К.Рерих снова в Индии.

В марте 1925 года супруги Рерих с сыном Юрием приехали в Кашмир, где и началась настоящая подготовка к длительному путешествию.

Юрий Николаевич возглавил все работы по приобретению оборудования, изготовлению и упаковке снаряжения, покупке животных для каравана и верховых лошадей для участников экспедиции.

В июне 1925 года караван отправился в путь. Начался основной этап Центрально-Азиатской экспедиции, который должен был пройти через Кашмир, Ладакх (в Малом Тибете), Китай, СССР (с заходом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет – по неизученным областям Трансгималаев.

Юрий Николаевич, которому был 21 год, умело организовывал охрану экспедиции и был бессменным переводчиком во время переговоров с местными властями, монастырскими ламами и населением. Его умение говорить на многих диалектах открывала Рерихам дорогу к сердцам местных жителей, к уникальным древнейшим библиотекам старинных тибетских храмов.

В 1925 году при посещении монастыря Хемис в Ладакхе Н.К.Рерих обнаружил легенды и уникальные древние манускрипты, повествующие о путешествии Иисуса Христа на Восток во время так называемых «утеряных лет» – в возрасте от 14 до 30 лет, о чём он написал в книге «Сердце Азии». Ранее такие же манускрипты в монастыре Хемис нашёл в 1887 году русский историк и исследователь Николай Нотович, а затем в 1922 году один из прямых учеников Рамакришны Свами Абхедананда из Калькутты.

 

В 1926 году в ходе Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи прибыли в Москву и передали советскому правительству так называемое «Послание Махатм» и ларец с гималайской землёй для возложения её «на могилу брата нашего Махатмы Ленина».

Но главной миссией Рерихов была отнюдь не передача письма и не вручение кремлёвским руководителям ларца с гималайской землёй. Главное было сказано Н.К.Рерихом в его личных беседах с членами советского правительства. Тема этих бесед касалась важнейшего в тот момент для истории России вопроса – выбора правильных форм и методов построения справедливого общественного строя.

Вместе с письмом Махатм Н.Рерих привёз в Москву рукопись книги «Община», которая позднее вошла в Учение Живой Этики. В «Общине» содержалось предупреждение против попыток построения социализма неверными, директивно-силовыми методами, ведущими не к истинному, а к казарменному социализму, который и получили в итоге.

Конечно, Н.Рерих не рассчитывал, что у членов правительства, с которыми он намеревался встретиться, найдётся время и желание ознакомиться с текстом привезённой им книги. Её смысл он изложил в личных беседах с ними. Но он надеялся издать эту рукопись в России, сделав посылаемое предупреждение Махатм доступным возможно большему числу политиков, учёных, общественных деятелей и просто мыслящих людей, от которых могло зависеть будущее страны.

Однако предупреждение не было понято. Вместо Свободы, Равенства и Братства страну затопили убийства, репрессии, тюрьмы, пытки. Кто мог предвидеть столь страшный финал некогда светлой идеи построения гуманного общественного строя?

В письме Махатм говорилось: «Из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная коммуна». Тогда, в 1926 году, у России ещё был шанс избежать диктатуры. Сталин ещё не утвердился у власти окончательно, диктатура ещё не подмяла под себя всю страну, многое ещё было возможно. Но пророчество не было воспринято, предупреждение отвергнуто – и самое худшее восторжествовало.

Послание Махатм не спасло Рерихов от преследования со стороны ОГПУ. После бесед Н.К.Рериха с Чичериным и Луначарским Дзержинский отдал приказ об аресте художника, его семьи и других сотрудников, приехавших с ним в Москву. Но буквально на следующий день шеф Лубянки внезапно умер, не успев осуществить задуманное.

В наступившей сумятице Рерихи, предупреждённые своим духовным Учителем о необходимости срочного отъезда, спешно покинули Москву и через Алтай отправились в Монголию для продолжения Центрально-Азиатской экспедиции.

Предупреждение Белого Братства в очередной раз не было принято «сильными мира сего» – на этот раз в России. Между тем сама передача Рерихами такого предупреждения в условиях наступающей диктатуры была гражданским и духовным подвигом.

 

В апреле 1927 года начался самый важный и самый сложный завершающий этап Центрально-Азиатской экспедиции, который проходил через самые высокие, самые величественные, самые труднодоступные горные цепи мира и получил название Трансгималайская экспедиция.

Путь экспедиции пролегал по труднопроходимым горным районам. В крайне сложных природных условиях члены экспедиции продвигались верхом на лошадях. Их сопровождал целый караван вьючных животных. Здоровье Е.И.Рерих тогда, во время прохождения ею Огненного Опыта, было сильно ослаблено. Кроме того она никогда в жизни не ездила верхом, однако в первый же день села в седло. В экспедиции Рерихов не раз подстерегали опасности, а подчас и прямые нападения. Но помощь Учителей всегда приходила вовремя, спасая им жизнь.

Несмотря на все трудности и опасности, вопреки всему экспедиция достигла своей цели. Был собран уникальный научный материал, художественная коллекция Рерихов пополнилась великолепными предметами древнего и современного тибетского искусства.

Трансгималайская экспедиция была не просто научной художественно-археологической , но ещё имела статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов». Она известна теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу. Планировалось посетить столицу Тибета, священную Лхасу, и встретиться с Далай-ламой Тринадцатым.

Осенью 1927 года под давлением британской разведки экспедиция была задержана тибетскими властями на подступах к Лхасе, на высоте 5500 м на высокогорном плато Чангтан.

В течение 5-ти месяцев (с октября 1927 года по март 1928 года) люди жили в ледяном плену без зимних палаток, без тёплых вещей при температуре ниже минус 40 градусов. Было запрещено всякое передвижение, тем самым люди были обречены на голодную и холодную смерть. За эти месяцы умерло 5 человек, из 104 животных погибло 90. Экспедиция так и не была допущена в Лхасу и была вынуждена ценой неимоверных трудностей и потерь пробиваться в Индию.

Завершилась Центрально-Азиатская экспедиция в мае 1928 года в Дарджилинге, где развернулась научная работа по обработке её результатов.

Путешествуя по Центральной Азии, Н.К.Рерих искал то общее, что объединяет и роднит культуры разных стран. С помощью сравнительного изучения древних религий, искусства и культуры Европы, Азии и Америки, он сделал вывод, что Центр Азии является колыбелью всех народов Земли.

Экспедиция дала богатейший материал: были собраны коллекции минералов и высокогорных растений, впервые на картах были отмечены и уточнены десятки горных вершин и перевалов, зарегистрированы неизвестные науке археологические памятники, найдены уникальные древние манускрипты.

До экспедиции Рерихов русские путешественники уже 2 столетия занимались исследованием центральных районов Азии: Н.М.Пржевальский, П.К.Козлов, П.П.Семёнов. Возглавляемая Н.К.Рерихом Центрально-Азиатская экспедиция фактически завершила целый ряд трудов по изучению этого региона.

Н.К.Рерих проводил археологические и этнографические исследования в разных частях Азии, изучал редкие манускрипты, описывал местные обычаи, написал книги «Сердце Азии», «Алтай – Гималаи», собирал произведения фольклора и пополнял коллекцию предметов древнего и современного искусства Востока. В этот период он написал около 500 полотен, на которых увековечил живописную панораму пройденного пути (более 25 тысяч километров).

Что было главной целью поездки Рерихов в Центрально-Азиатскую экспедицию?

Точного ответа и единства мнений на этот счёт нет. Может это был всё-таки поиск Шамбалы, о которой грезили и к которой всю жизнь стремились Рерихи? Кстати, именно так называется картина Н.К.Рериха «Путь в Шамбалу», написанная в 1933 году.

Назад Вперед