Посещали ли Рерихи Шамбалу?

Миллионы последователей Рерихов во всём мире гадали – побывали ли Рерихи в Шамбале? Десятки лет этот вопрос оставался без ответа. Лишь в наше время, когда были опубликованы некоторые архивные материалы, когда были изданы воспоминания учеников Рерихов – только тогда стали известны некоторые подробности.

Столица Тибета – заповедная Лхаса – место, куда стремились все буддийские паломники, все почитатели духовных сокровищ Востока. Из официальной биографии Н.К.Рериха известно, что он всегда стремился попасть в эту самую главную святыню Тибета, заветной мечтой семьи Рерихов было путешествие в Шамболу. Однако  экспедиция была остановлена на подступах к Лхасе.

Так удалось ли всё-таки Рерихам попасть в Лхасу? Были ли они в Шамбале? Этот вопрос освещает Г.В.Астахова на сайте культурно-просветительского журнала Дельфис.

По крупицам собирая в течение многих лет материал по картинам Рериха, относящимся к Лхасе и её окрестностям, доктор исторических наук В.А.Росов сделал попытку ответить на вопрос, был ли Н.К.Рерих в Лхасе?

В декабре 1923 года семья Рерихов оказалась в Индии, в городе Дарджилинге, который находится недалеко от границы с княжеством Сикким, и прожили там 14 месяцев. По официальной версии они занимались подготовкой к большой научно-художественной экспедиции по Центральной Азии. Однако первое, что предприняли Рерихи, поселившись в Дарджилинге, было – 10-дневное путешествие по монастырям княжества Сикким. Тогда же в одном из монастырских храмов состоялась их запланированная и продолжительная встреча с Махатмами Морией и Джул Куми. Через Сикким же проходит дорога в Лхасу из Индии, по которой идут поломники.

На тему дворца Потала в Лхасе Н.К.Рерих в разное время написал 2 картины.

Одна из них «Твердыня Тибета», написанная в 1939 году, изображает дворец Потала: красно-белый ансамбль как бы ниспадает с горных вершин на землю и является непревзойдённым до сих пор образцом тибетского творчества. Е.И.Рерих в своих экспедиционных дневниках упоминает о том, что Николай Константинович задумал написать дворец Потала ещё в экспедиции, но сама картина была написана только в 1939 году.

В 1947 году, незадолго до смерти, Н.К.Рерих написал вторую картину, которая называется просто «Лхаса».

Если на первом полотне изображена Потала с близкого расстояния, то на втором дворец изображён с западной стороны – издалека, со стороны озера, откуда идёт дорога паломников из Индии. Это не эскиз, не набросок, а монументальное полотно, где дворец прописан до мельчайших архитектурных и цветовых деталей, что позволяет создать фантастическую картину реальности.

Некоторый свет на разгадку посещения Рерихом Лхасы проливают его 2 другие небольшие картины.

В 1924 году Николаем Константиновичем была написана эскизная зарисовка дворца Далай-ламы, но под названием «Святыня», опубликованная в 1926 году в его монографии. Черно-белая картина в приглушённых тонах написана сухой кистью тушью на картоне. Создаётся впечатление, что Рерих рисовал её в походных условиях с натуры, очень близко к объекту и в нестандартном ракурсе.

Существовала и вторая эскизная зарисовка такого же размера, похожего исполнения и с таким же названием «Святыня-2». Это полотно изображает западные ворота в Лхасу и дворец Потала вблизи. Можно предположить, что эти 2 картины стали эскизами к написанным позднее картинам «Твердыня Тибета» и «Лхаса».

В эти годы Н.К.Рерих создал несколько серий картин – «Его страна», «Сикким», Тибетский путь», «Рождение мистерий» и «Гималаи». Причём серия «Тибетский путь» отражена только в каталоге 1924 года. А уже в 1929 году серия исчезает из повторного каталога и сливается с серией «Сикким». Очевидно, это произошло потому, что в 1927 году экспедиция не попала в Лхасу из-за запрета властей, и на всё, что касалось Лхасы, было наложено табу.

При анализе картин серии «Тибетский путь» видно, что из 8-ми полотен 6 имеют отношение к монастырям Тибета и дороге из Сиккима в Тибет (включая перевал Джелапла). Если разбирать картины в их последовательности, то окажется, что с географической точки зрения они изображают путь в Лхасу. К этому можно добавить, что рисунок перевала Джелапла появился в путевом блокноте Николая Константиновича в 1924 году. Это возможно лишь в том случае, если он сам был в это время на этом перевале.

Следовательно, как полагает В.А.Росов, Н.К.Рерих всё-таки мог быть в Лхасе. В одеждах лам (а известно, что они у них были) и с великолепным знанием многих диалектов тибетского языка Николаю Константиновичу и Юрию было нетрудно смешаться с толпой буддийских паломников, дойти до Лхасы, где, возможно, Николаю Константиновичу удалось с натуры нарисовать картины «Святыня» и «Святыня-2».

Не так давно В.А.Росов в харбинских газетах 1934 года обнаружил публикацию о лекции Юрия Николаевича Рериха, которая называлась «Страна тайн и монастырей» и была посвящена Центрально-Азиатской экспедиции 1923–1928 года. Среди представленных там фотографий был снимок Лхасы и дворца Далай-ламы.

В.А.Росову удалось разыскать эту фотографию в Америке, в Нью-Йорке, в Музее Н.Рериха. На обратной стороне фото была наклейка, видимо, сделанная в музее, с надписью – «Тибет. Потала, дворец последнего Далай-ламы, самое большое здание в Лхасе. Американская экспедиция Н.Рериха в Азию. 1923–1928 годы». Трудно представить, чтобы старой фотографии в музее приписывалось место, где Н.К.Рерих не был.

Но самые интересные факты содержатся в воспоминаниях профессора В.А.Вероксо, теософа советских времён, ученика Ю.Н.Рериха, о встречах и беседах с Юрием Николаевичем Рерихом, которые он изложил в небольшой работе «Восемь встреч с Учителем».

По словам Ю.Н.Рериха, в Лхасе они с отцом остановились в гостинице. Н.К.Рерих много времени провёл в официальной резиденции Далай-ламы, изучая интерьеры дворца Поталы, сокровища которого вызвали у него большой интерес.

Однажды, осматривая в одной из комнат дворца древнюю утварь – ковры, картины, посуду, – Николай Константинович услышал вопрос, обращённый к нему по-тибетски. Вопрос содержал предложение помочь ему посетить «Обитель Благословенного» (так на Востоке называют Шамбалу). Подняв глаза, Н.К.Рерих увидел перед собой учёного ламу, но от неожиданности он не успел ответить на вопрос сразу. А когда собрался заговорить, ламы уже не оказалось на месте – буквально через несколько секунд он исчез, словно растворился в воздухе.

Николай Константинович не запомнил лица загадочного ламы и не спросил его имени. Но в его памяти сохранилось название пункта, до которого надо было добраться в случае положительного ответа. Добравшись до этого пункта, он прошёл с цепью живых передатчиков из одного пункта в другой, пока не был ими доставлен в Обитель.

Пробыв там некоторое время, он ненадолго вернулся в лагерь экспедиции, но вскоре вновь посетил Ашрамы Шамбалы, теперь уже вместе с Е.И.Рерих. На этот раз визит был более продолжительным.

Таинственную Обитель посетил и Ю.Н.Рерих, духовным учителем которого также был один из Учителей Белого Братства. Юрий Николаевич рассказал об этом одному из своих знакомых в Америке. Он добавил, что на картине «Сожжение тьмы» Н.К.Рерих изобразил Махатму Морию с Камнем Чинтамани («Дар Ориона») в руках и стоящих чуть поодаль других сотрудников Братства, среди которых на заднем плане картины два образа – мужской и женский, изображающие самого Николая Константиновича и Елену Ивановну.

О своём посещении гималайской Общины Белого Братства Рерихи рассказали только немногим самым близким сотрудникам, да и тех, по всей видимости, попросили не распространяться об этом.

Назад Вперед