БОРЬБА С ФАРИСЕЯМИ И САДДУКЕЯМИ
Во времена Иисуса в Иудее сложилась запутанная, отмеченная множеством драматических событий, политическая ситуация. Ироду Великому (37–4 гг. до н.э.) на протяжении почти всего своего правления приходилось усмирять восстания и бунты, вспыхивающие против римского владычества.
Фарисеи во времена Иисуса были знатным сплочённым сословием, состоявшим из 6-ти тысяч человек. Точные блюстители законов, но в смысле совершенно противоположном духу пророков, которые видели религию в любви, божественной и человеческой, фарисеи полагали благочестие в ритуалах и церемониях, в постах и в публичных покаяниях. Живя в роскоши, домогаясь всеми средствами лучших мест и власти, они, тем не менее, стояли во главе демократической партии и держали в своих руках весь народ.
Саддукеи, наоборот, представляли собой священническую и аристократическую партию. Они состояли из семейств, которые считали своим право преемственного отправления священнических обязанностей со времён царя Давида. Они удерживали за собой первосвященство и сохраняли самые дружеские отношения с язычниками. Это были люди жёсткие, упорные, любящие хорошо пожить, имевшие лишь одно убеждение – уверенность в своём превосходстве, и лишь одно стремление – сохранить власть, которая им принадлежала по традиции.
Саддукеи и фарисеи вступили в компромисс с преемниками Ирода и даже стали занимать значительные посты. Они вступили в контакт с властью, интегрировавшись в навязанную Римом систему.
В храмах, этом средоточии высшей науки и посвящения, господствовало лицемерие священников, проникнутых агностическим невежеством, пользовавшихся религией как орудием власти. В школах и синагогах, вместо хлеба жизни царила корыстолюбивая мораль, прикрытая формальным благочестием, то есть ханжеством. В общественной жизни был высоко поднятый над всеми, царствующий в ореоле славы, всемогущий Цезарь, который в те времена представлял собой обожествление материи, единый бог современного мира, единый возможный властелин над саддукеями и фарисеями, всё равно – хотели они его, или нет.
Иисус не мог называть такое царствование иначе, как царством сатаны, в котором преобладала материя над Духом и которое он стремился заменить царством Духа. Необходимо было бросить вызов, объявить войну сильным мира сего.
Ессеи и назореи пытались отстаивать свои верования и убеждения. Они тайно, с большой осторожностью вели отчаянную борьбу против римского владычества. В этих условиях многие люди надеялись на приход Мессии, которому предстояло возродить империю Давида и Соломона и освободить землю от иностранного владычества.
Период общественной активности Иисуса продолжался 2–3 года. Евангелие от Иоанна упоминает 3 пасхи, во время которых Иисус находился в Иерусалиме. Два года длилась галилейская весна. Но затем небо потемнело и на нём засверкали зловещие молнии, предвестники надвигавшейся грозы. И она разразилась над духовной семьёй Иисуса. В этот период Ему нередко приходилось пересекать границы палестинских провинций, регулярно исчезая из поля зрения местных властей.
Невозможно было, чтобы Его проповеди и Его растущая популярность не вызвали волнения среди религиозных властей евреев, фарисеев и саддукеев. Невозможно было, чтобы между ними и Иисусом не завязалась решительная борьба. Больше года фарисеи подстерегали Иисуса, но Он, зная свою судьбу, хотел отдаться им только в нужное время.
Борьба началась в синагогах Галилеи и продолжалась под портиками Иерусалимского Храма, где Иисус оставался подолгу, проповедуя и вступая в диспуты со своими противниками. И здесь, как во всей своей деятельности, Иисус действовал одновременно и мудро и смело, соединяя вдумчивую сдержанность и энергичную активность, которыми отличалась Его чудно уравновешенная натура.
Он не начинал с нападения на своих противников, Он ждал их нападения, чтобы отвечать на него. И оно не заставило себя ждать, ибо с самого первого появления Иисуса, фарисеи завидовали Его исцелениям и Его популярности. Вскоре они начали подозревать в Нём опасного для себя врага. И тогда они начали обращаться с Ним с той насмешливой вежливостью, с тем коварным недоброжелательством, прикрытым лицемерной кротостью, которые были свойственны им.
Иисус никогда не терял самообладания, и в то же время Он закалялся и вырастал в этой борьбе. По мере того, как на Него нападали, Он утверждал всё громче, что Он – Мессия, Посланник Божий, предсказывал несчастье Израилю, ставил им в пример язычников.
После этого иерусалимские фарисеи начали волноваться. Убедившись, что Его нельзя заставить замолчать, они изменили свою тактику и решили вовлечь Его в западню. Они послали к Нему своих уполномоченных, чтобы уловить Его в ереси, которая дала бы возможность схватить Его как богохульника во имя закона Моисеева, или же осудить как мятежника перед римским правительством.
Убедившись, что Его трудно поймать, фарисеи попробовали запугать Его и начали преследовать Его на каждом шагу. И уже чернь, на которую они не переставали воздействовать, отвернулась от Него, видя, что Он не думает восстанавливать царство Израильское. В небольших галилейских местечках массово проявлялось отступничество из-за клеветы великой Синагоги, которая обвиняла Иисуса в богохульстве и святотатстве. Всюду, даже в маленьких селениях, Он начал встречать недружелюбное и подозрительное настроение людей; шпионов, которые следили за Ним; враждебных соглядатаев, которым было поручено провоцировать и лишать Его бодрости.
Теперь Иисус нигде не чувствовал себя в безопасности. Тем временем пришла весть о смерти Иоанна Крестителя, которому Антипа велел отрубить голову. Эта весть, принесённая учениками в пустыню, поразила Иисуса как зловещее предупреждение. Он воскликнул: «Они не признали его и сделали с ним, что хотели; так же пострадает от них и Сын Человеческий».
Двенадцать апостолов встревожились; Иисус не хотел, чтобы Его взяли невзначай, Он хотел отдаться добровольно, когда окончено будет Его дело, и, как истинный Пророк, принять смерть в час, избранный Им самим. Преследуемый в течение целого года, удачно ускользая от врага благодаря своей предусмотрительности, видя охлаждение со стороны народа, которое последовало за взрывами энтузиазма, Иисус решил ещё раз удалиться со своими ближайшими учениками.