ПРЕОБРАЖЕНИЕ НА ГОРЕ ФАВОР
Иисус знал, что близится Его час, знал свою судьбу и не противился ей. Но большинство из Его 12-ти апостолов ещё имели предрассудки иудеев, которые представляли себе Мессию как земного владыку над народами. Они ещё не были способны понять предназначение Христа в истории. Поэтому Иисус хотел 3-х избранных, самых высокоразвитых учеников подготовить к этому.
Во все великие минуты своей жизни Иисус удалялся в уединение для молитвы. Обыкновенно Он не допускал никого в своё уединение в минуты, когда нисходил в святая святых своего сознания. На этот же раз Он взял с собой Петра и двух сыновей Заведеевых, Иоанна и Иакова, и пошёл с ними на высокую гору Фавор, чтобы провести там ночь. Там между Учителем и тремя избранными, наиболее посвящёнными учениками произошло то таинственное событие, соответствующее завершению процесса посвящения, которое в Евангелии передаётся под названием Преображение.
Повествование Матфея является здесь исключительно значимым и обладает сильнодействующей выразительностью.
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил,се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.» (Матфей 17:1–8).
Когда апостолы вышли из этого необыкновенного состояния, которое казалось одновременно и глубоким сном, и самой яркой действительностью, они увидали, что Учитель стоит около них и прикасается к ним, чтобы окончательно привести их в себя. Но преображённый Христос, которого они созерцали в этом виде́нии, остался навек запечатлённым в их памяти.
Но что же видел, что перечувствовал сам Иисус в течение этой ночи, которая предшествовала решительному моменту в Его, приходившей к концу, миссии? Сперва постепенное исчезновение всех земных вещей в пламени молитвы, затем поднятие сознания всё выше и выше, пока оно не проникло в иной мир – в мир чистой духовности и божественного совершенства. Там, на блистающем облаке, Он увидел поднесённую Ему сверкающую Чашу. Эта Чаша означала Жертву, которую Он должен был принести. Чаша поднята с мольбою, неподвижное Небо ожидает. «Осанна!» – разносится от Неба и до Неба в невыразимо нежных звуках… А Он после того погружается в тёмную бездну…
И тогда Им снова овладело великое решение, постигнутое в минуты экстаза Его божественным сознанием во всей полноте. Он решился: чаша должна быть испита до дна. После восторгов экстаза Он пришёл в себя на дне бездны, на рубеже мученичества. Все сомнения исчезли; час пробил, Небо заговорило, земля стонала и взывала о помощи.
После этого Иисус спустился по долине Иорданской и направился к Иерусалиму.