ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНЫХ МИСТЕРИЙ ЧЕРЕЗ ЖИЗНЬ ХРИСТА

Благодаря тому, что эзотерическое предание, начиная со 2-го века н.э., было скрыто церковью, большинство теологов даже и не подозревает истинного значения слов Христа с их двойным смыслом и воспринимает лишь их буквальный смысл. Но для тех, кто углублялся в значение Мистерий древней Индии, Египта и Греции, эзотерическая мысль Христа освещает не только малейшее из Его слов, но и каждое действие Его жизни. Уже просвечивающая в трёх первых Евангелиях, она ясно различима в Евангелии от Иоанна.

Например, говоря: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоанн, 3:5), Иисус подразумевал под этой символической формой древнюю доктрину о возрождении, которая была известна в мистериях Египта. Возрождение водою и Духом, крещение водой и Огнём означали две ступени посвящения, два этапа внутреннего духовного развития. Вода означала Истину, познаваемую разумом; она очищала душу и развивала духовный зародыш. Возрождение Духом, или крещение Огнём (Небесным), означало усвоение этой Истины волею человека в такой степени, чтобы она стала кровью, жизнью и душою всех действий возрождённого.

Таким образом, крещение водой, или интеллектуальное посвящение, есть начало возрождения. Крещение Духом означает совершенное возрождение, полное переплавление души в огне разума и воли и, как последствие этого, преображение до известной степени и элементов тела. Отсюда и исключительные силы, которые даются этим высшим крещением.

Следует отметить ещё одну важную сторону этого учения. Согласно эзотерическому учению, физическое тело является результатом неустанной работы души, которая действует на него посредством своего высшего начала, своего высшего «Я». Этим объяснял Иисус Никодиму творимые им чудеса. Это может служить ключом к оккультному врачеванию, которое осуществлялось Иисусом и некоторыми адептами и святыми как до, так и после Христа. Медицина борется с болезнями, действуя на тело. Адепт или святой, являющий собой очаг духовной силы, воздействует непосредственно на душу больного.

Цель миссии Иисуса Христа состояла в том, чтобы поднять человечество на высшую стадию эволюции. Средство её достижения было одновременно нравственным и интеллектуальным. Нравственным – через распространение Любви, этого чувства всеобщего братства, которое исходило от Него, как из неиссякаемого источника. Интеллектуальным и духовным – через открытие Мистерий всем людям, возжаждавшим Истину.

Таким образом, за время своего 3-летнего подвижничества Христос одновременно приобщал свою общину к нравственному учению, а своих апостолов – к древним Мистериям, которые Он обновил и освежил путем их расширения. Но в противоположность тому, что происходило когда-то в Персии, Египте, Греции и Иудее, это посвящение, прежде тайное и закрытое, предназначенное только для элиты, теперь происходило при свете дня публично, с тем чтобы человечество в целом смогло принять в нём участие.

«Реальная жизнь Иисуса, – говорит Рудольф Штайнер, – была историческим событием. То, что до этого было скрытым, было тайной храма, с Его помощью стало разворачиваться на мировой сцене в некой душераздирающей действительности». Следовательно, жизнь Иисуса явилась публичной демонстрацией Мистерий.

Иисус принёс человечеству Любовь, которая одним своим присутствием действовала с неотразимой силой. Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет.» (Матфей 22:37–40; Марк 12:29–31). И ещё Иисус дал верное руководство, как поступать в любых жизненных ситуациях: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки». (Матфей 7:12).

Христос хотел открыть дорогу к Истине всем жаждущим, но Он также знал, что Истину нужно распределять в соответствии с уровнем духовного развития человека. Ему был знаком закон иерархии, управляющий Вселенной, природой и человечеством. Это подтверждается всеми четырьмя Евангелиями.

Однажды апостолы спросили у Иисуса, почему Он говорит с людьми притчами, на что тот ответил: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». (Матфей 13:11–12). Это означает, что осознанная истина, то есть выкристаллизовавшаяся в мысль, является нерушимой, она становится центром притяжения для новых истин, тогда как истина инстинктивная и непостоянная истощается и рассыпается от множества впечатлений.

У Иисуса Христа было тайное учение, предназначенное для Его учеников, учение, которое называлось «тайны Царствия Небесного». Но если присмотреться внимательнее, то отчётливо проступает иерархия, которая выражается в 4-х ступенях посвящения.

  1. Сначала простой народ, которому Он дает нравственное учение в форме притч и сказаний. «Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют.» (Матфей 13:13).
  2. Затем те 70 учеников, которые получили объяснение этих притч.
  3. Потом 12 апостолов, посвящённых в «тайны Царствия Небесного».
  4. И, наконец, среди них, трое избранных: Пётр, Иаков и Иоанн, посвящены в самые великие тайны. Только они будут присутствовать при преображении на горе Фавор.

Также ещё следует отметить, что среди этих названных апостолов только Иоанн будет единственным истинным эпоптом (тем, кто получил последнюю, высшую степень посвящения) в смысле Элевсинских и Пифагорейских Мистерий, то есть он ясновидец, который понимает то, что видит.

В самом деле, Евангелие от Иоанна от начала и до конца характеризует высшую степень посвящения. Рядом с метафизикой Отца, Сына и Святого Духа в Евангелии присутствуют точные и поразительные детали, которые обнаруживают особую тесную связь ученика с Учителем. Это замечание распространяется на всё повествование о Страстях Христовых и особенно на все деяния в Вифании.

Поэтому понятно, почему Иисус любил Иоанна больше других. Потому что он был единственным из Его учеников, который понимал Его до конца. Пётр оставался человеком из народа, он верил в Иисуса горячо и наивно, но он проявил слабость в последний момент. Иоанн же, посвящённый и ясновидец, будет следовать за Учителем до подножия креста, ночью – до могилы и увидит сияние Отца Небесного. (Иоанн 11:1–46).

 

Назад Вперед